karaponder.ru > Примерная мама > Школьники >  

Адаптация ребенка к школе

Как помочь ребенку «влиться» в коллектив и адаптироваться в школе

Ваш малыш или малышка уже первоклассник. Еще такой робкий и неуверенный. И портфель-то больше его кажется, и весь он такой смешливый и несуразный. И через порог школы переступает робко. Как же помочь своему ребенку адаптироваться в новых условиях и социализироваться в школьном сообществе? В чем же состоят особенности адаптации первоклассников?

Ключевые моменты, на которые следует обратить внимание в первую очередь, чтобы первое время в школе ребенку было легче.

1. Режим (своевременный подъем) и зарядка.

В 1-ом классе ребенок учится в первую смену. Если режим будущего первоклассника за лето без садика «съехал», пора начать приучать его снова рано вставать как минимум за 2-3 недели до 1 сентября. Пусть ребенок сам учится вставать по будильнику (можете вместе сходить в магазин и купить ему, какой понравится).

После подъема — небольшая зарядка. Пусть это войдет в привычку. Во время зарядки вырабатывается гормон надпочечников и организм быстрее просыпается. Потом может сформироваться рефлекс: звонок будильника — выработка гормонов — быстрое и «безболезненное» просыпание.

Оптимально: ложиться спать в 21-00, вставать в 7-00. За 10 часов организм сможет восстановиться после эмоциональной нагрузки, полученной в школе.

2. Приспособление к коллективу.

Очень важная часть адаптации к школе. Если есть возможность, пусть ребенок летом посещает творческие мастерские, секции, знакомится с новыми ребятами.
Чтобы лучше прошло знакомство с одноклассниками, пусть дети встречаются вне уроков. Не забирайте ребенка домой сразу после уроков, дайте ему возможность пообщаться. Приглашайте одноклассников в гости, на чай. Можно обсудить с другими родителями проведение совместных мероприятий (например, поход в зоопарк, на выставку).

3. Тестирование дошколенка.

Тестирование необязательно, этот пункт нужен скорее для спокойствия родителей. Тест покажет, что ребенок готов, — и вы вздохнете с облегчением.

Подготовленность важна не столько интеллектуальная, сколько психологическая, эмоциональная. Ребенок должен уметь подчиняться установленным правилам (спокойно сидеть на уроках, отвечать, только когда спрашивают и т.д.). Для тренировки этих полезных навыков можете с ним… поиграть! Игры по правилам (правила вы устанавливаете до начала игры, обсуждаете, отвечаете на вопросы) могут помочь вашему сыну (или дочке). Важно не только уметь соблюдать правила, но и уметь проигрывать (и восстанавливаться после проигрыша) — ведь ребенок не всегда будет прав. Надо, чтобы он к этому был готов.

Еще несколько советов родителям будущего первоклашки:

1. Не торопите своего ребенка быстрее освоиться. Как правило, в среднем дети адаптируются к школе в течение 1-2 месяцев. Поэтому не ждите от своего малыша быстрого включения в школьную жизнь. Наберитесь терпения и ждите, когда ваш ребенок сам постепенно привыкнет к новому для него сообществу. В этом случае нужна просто ваша поддержка как мамы, а также папы и бабушки, и дедушки, чтобы ребенок чувствовал из семьи этот импульс и становился более уверенным в себе и своих силах.

2. Помогите ребенку занять свое место в классе. Школа – это множество контактов, как положительных, так и не очень. Помочь малышу найти свое место в классе, в школьной среде в целом – ваша задача. Сориентировать, подсказать, научить ладить с другими детьми – ваше априори на данном этапе. Чтобы к ребенку не приклеился какой-нибудь обидный ярлык или прозвище.

3. Установите отношения с учительницей. Для первоклашек первая учительница – это если не все, то многое. Постарайтесь с первых дней ближе познакомиться с педагогом, предлагайте свою помощь ей в оргвопросах и прочих мелочах. От нее зависит, с кем ваш ребенок будет сидеть за партой по соседству. А сами понимаете, если это будет ребенок целеустремленный, то и ваш малыш будет стараться не отставать от него – в учебе да и во всех вопросах – подтягиваться. А если не повезет, то…

К тому же учите своего ребенка работать, что называется, в команде, в одной упряжке, а не тянуть одело на себя. Понятно, что в век индивидуализма трудно прививать своему чаду дух коллективизма, но, вспомните свое детство и волшебное слово «ВМЕСТЕ». Все-таки как здорово, когда в любом коллективе (особенно – в детском) есть чувство плеча, добрые отношения и взаимовыручка. Кто знает, может, ваш ребенок и не будет блистать знаниями, но именно хорошие отношения с товарищами и обеспечат ему не менее хорошую успеваемость. Как говорится, не имей 100 рублей…

Адаптация первоклассника проходит успешно и вы можете похвалить себя за проделанную работу, если:

  1. Если ребенок рад ходить в школу – как на праздник. Ему нравится ходить в школу, уроки, сам процесс общения с одноклассниками и учителями.
  2. Если ребенок справляется с программой. Сами понимаете, когда школьная жизнь в радость, то и обучение не в тягость. И математика на отлично, и русский – хорошо, да и иностранный язык – на ура.
  3. Если ребенок становится все более самостоятельным. Вы чувствуете, что ваш малыш – уже вовсе не малыш. Он старается самостоятельно выполнять домашние задания. Сам собирает себе рюкзак, исходя из школьного расписания. И пусть где-то и что-то забудет, пусть не сразу все у него получается, но вы чувствуете растущую в ребенке уверенность в своих силах.

Самое главное при всем при этом вам не быть равнодушными. Дети чувствуют все! А особенно остро фальшь и равнодушие. Если вы равнодушны к жизни вашего малыша, если как бы между прочим интересуетесь, как у него дела и позевывая проверяете уроки, то о какой успешной адаптации в школе может идти речь?

Будьте чутки и внимательны к ребенку и его интересам, помогайте ему развиваться и растите вместе с ним, и в будущем вы увидите перед собой умного, воспитанного, ответственного и целеустремленного человека.

Мария Савельева, специально для karaponder.ru.

8 комментариев »

  • Ирина Васильевна сказал(а):

    Похоже, Мария Савельева сама еще не отправляла ребенка в школу. Пользы от таких советов — ноль. При чем тут, с кем сидит ребенок, их чаще по росту, а не по интеллекту рассаживают. Какая алгебра в первом классе? И посмотрите в словаре значение слова «априори».

  • KirovMama сказал(а):

    Ирина Васильевна, спасибо за комментарий. Да, конечно же, алгебры в начальных классах нет и быть не может — сейчас исправлю, думаю, автор не обидится :) А какие бы вы дали советы, чтобы ребенок «безболезненно» прошел через этап адаптации к школе?

  • Ирина Васильевна сказал(а):

    Здравствуйте, KirovMama. Думаю, советы здесь должны давать профессиональные психологи или педагоги-учителя начальных классов. Я инженер, к тому же мои дети росли и адаптировались в школе в 90-е годы, сейчас не то время, поэтому мои рекомендации теперь будут бесполезны. А это сайт, где мамы просто делятся ОПЫТОМ, который подойдет не каждому. У кого-то ребенок флегматик, у кого-то сангвиник. У кого-то он тихий и послушный, у кого-то беспокойный невнимательный шалопай. Под одну гребенку не причешешь. Просто думаю, что модератор должен выбирать наиболее полезные статьи, а не все подряд публиковать, следовательно нужно с помощью компетентных людей оценивать материалы подобного рода. По мнению автора статьи получается,например, что нужно наладить контакт с учителем, чтобы ребенка посадили за одну парту с «нужным» одноклассником. Да разве дело в этом? Мой сын сидел рядом с двоечником, но учиться от этого хуже не стал, а вот его сосед по парте тупо списывал у него и школу закончил со скрипом. Думаю, с классным руководителем нужно не для этого связь поддерживать, а просто чтобы быть в курсе успехов или неудач своего ребенка и вовремя, при поддержке учителя, корректировать его поведение. Беда в том, что некоторые молодые мамы берут все подряд советы на вооружение, и получается каша. Помните, как в популярном молодежном сериале «Универ» муж Саша писал на форуме мам советы для собственной жены Тани по воспитанию их сына? Лучшие подгузники — из старых футболок, при массаже мама должна сама себя щипать, говорить «Агу-агу-ага» через определенное время? Он ее хотел разыграть, чтобы она поняла глупость некоторых рекомендаций на форуме, а Таня выполняла все в точности. Нет, ваш сайт содержит много интересного, просто если бы еще там было больше рекомендаций профессионалов, а не только философских размышлений мам, которые зачастую далеки от реальности, он нес бы больше пользы. Думаю, у вас все получится. Успехов. Извините, если обидела авторов сайта. Это не критика, а пожелание и мнение матери с 20-летним стажем.

  • Ирина Васильевна сказал(а):

    И еще: в школу, как на праздник, ходит от силы 1-2% детей, так что по этому критерию свой вклад в адаптацию ребенка оценивать не стоит.

  • KirovMama сказал(а):

    Ирина Васильевна, большое спасибо за такой подробный и развернутый ответ! Обратная связь действительно очень важна для меня, как для редактора сайта. Конечно, хочется, чтобы ресурс приносил пользу — буду стремиться к тому, чтобы публикуемые статьи были информативными.
    Есть небольшая проблема: где бы еще найти компетентных специалистов, готовых за «спасибо» и символическую плату (большего пока себе позволить не могу) делиться профессиональными знаниями с Кировскими мамами :)

  • Галя сказал(а):

    Я недавно смотрела передачу, как раз посвященную вопросу адаптации первоклассника в школе. Ну она была немного попсовая, там собрали несколько родителей и психологов — и все они немного переливали воду из пустого в порожнее. Буквально несколько тезисов, в которых можно выразить все, что они за час наговорили:
    — психологическая готовность ребенка гораздо важнее, чем его интеллектуальная подготовка;
    — что понимается под психологическим аспектом? Возможность и умение ребенка влиться в коллектив; самостоятельность; понимание дисциплины;
    — важен настрой первоклашки, а это в первую очередь его представление о школе. Если в семье родители рассказывают (не назойливо) что-нибудь интересное о своих школьных годах — плюс. Если учится старший ребенок и маленькому показывают, что учеба может быть «забавной» — плюс.

    Сказали, что оптимальное количество детей в классе для лучшей адаптации — не больше 25 (когда я училась, у нас в классе был 31 человек).

    Ну и, конечно же, сказали, что уверенность ребенка в собственных силах и его умение сосуществовать с другими детьми зависит от отношений в семье, от того, насколько он любим.

    Это вкратце. Надеюсь, кому-нибудь будет полезным :))) Мне передача была полезной — я за это время связала половину носка!

  • Светлана сказал(а):

    А подскажите, кто-нибудь это самое тестирование проводил? Где его можно пройти в Кирове? И что оно из себя представляет? Ну и еще вопрос, сколько стоит)))))

  • Настасья сказал(а):

    Как обезопасить наших детей от всяких уродов? Если нет возможности отводить и приводить ребенка в школу? Преступления против детей растут со страшной силой(

  • Оставьте свой комментарий!

    Мы будем рады, если вы поделитесь собственным опытом и добавите свой комментарий к статье! Спасибо!