7 мифов о развитии творческих способностей

7 мифов о развитии творческих способностей

7 мифов о развитии творческих способностей

7 мифов о развитии творческих способностей

Сложно найти того, кто не хотел бы иметь развитую креативность (она же – творческие способности). Но вместе с тем вокруг креативности существует масса мифов и заблуждений.

Миф 1: всем нужно стремиться быть творческими людьми

Креативность – это всего лишь инструмент. Как грабли, мобильный телефон или лопата. Это средство для более эффективного решения различных жизненных задач. Поэтому не надо ставить перед собой цель стать креативным. Любая креативность нужна для чего-то. Зачем вам креативность? – только затем, что в объявлениях о найме написано «требуются молодые и креативные»?

Для тех, кто стремится развить свои творческие способности, чтобы стать великим и гениальным, плохая новость. В психологии есть понятие большой и малой креативности. Малая позволяет находить нестандартные решения обычных бытовых ситуаций. Большая (или историческая) креативность позволяет делать масштабные открытия. Иначе говоря, наличие креативности не говорит о вашей гениальности.

Миф второй: креативность надо измерять

Во-первых, от постоянного использования теста на креативность ваши творческие способности не возрастут. Во-вторых, не все тесты одинаково полезны. И если вы нашли в интернете очередной тест на креативность, вас попросту обманули. Такой шкалы как «креативность», нет. Креативность – это совокупность десятков показателей, характеризующих степень развития ваших творческих способностей, например, гибкость мышления, оригинальность суждений, открытость новому опыту.

Впрочем, среди профессиональных психологов есть методики определения креативности: наиболее авторитетные среди них – тест Торренса и тест Гилфорда.

Миф 3: творческие способности развиваются только у детей

Есть мнение, что развивать креативность надо только в детском возрасте. Кто не успел – тот опоздал навсегда. Никто не спорит: задатки важны, а навыки, полученные в детстве, усваиваются лучше всего. Но с другой стороны, есть множество исследований, которые показывают, что творческие способности в детстве не гарантируют высокой креативности во взрослом возрасте, но в то же время развить свои задатки человек может в любом возрасте.

Ещё поделка  Детская развивающая игра- достань брусок (детские поделки из дерева, развивающие игры)

Миф 4: аврал – лучший метод развития креативности

Многие сознательно или невольно загоняют себя в авральный режим работы, считая, что только «горящие сроки» улучшат изобретательность и креативность, потому что отступать уже некуда. Они и правы, и неправы одновременно: этот подход можно сравнить с использованием стимуляторов – поначалу эффективно, затем наступает привыкание и ломка.

Психолог Стивен Крамер с группой коллег провел эксперимент: 180 офисных работников американских корпораций должны были по вечерам записывать, чем им запомнился рабочий день, что было пережито. Психологи сравнивали ощущения людей во время аврала и после него. Стало ясно, что несмотря на то, что аврал действует на всех по-разному, состояние после аврала у всех одинаковое: это своего рода «отходняк», когда люди способны только на простую рутинную работу.

Что касается проявлений креативности во время аврала, то тут Крамер с коллегами пришли к выводу, что она может проявляться, только когда работник сфокусирован на одной задаче и хорошо понимает, что зависит от ее решения.

Поэтому работодатели, которые пытаются за счет создания авральных условий для сотрудников сподвигнуть их на креативность, рано или поздно столкнутся с выгоранием сотрудников и их непродуктивностью.

Миф 5: креативности можно научиться, наблюдая за авторитетными людьми

Наблюдать за работой авторитетных для вас людей можно и нужно, чтобы перенять методики, правильные подходы и навыки, но не креативность. Зависимость от мнения значимых для вас людей будет только мешать вам. Зато если вы сумеете заручиться поддержкой авторитетных людей в своих начинаниях, это гораздо выгоднее повлияет на ваши творческие способности.

Ещё поделка  Игра- магнетизм (детские поделки из проволоки и стекла)

Миф 6: креативный – значит, умный

Когда психологи только начали исследовать креативность, они исходили из того, что развитые творческие способности – одно из проявлений интеллекта. Но в дальнейшем выяснилось, что проявления креативности возможны и у людей с очень низким интеллектом, особенно, если они ни с кем не соревнуются и их время на выполнение задания не лимитировано. А кроме того исследования показали, что люди с очень высоким интеллектом по непонятным причинам могут быть начисто лишены креативности.

Миф 7: креативный человек любит фантазировать

В детской литературе нередко описывается типаж фантазера-изобретателя: ребенка, витающего в облаках, большого выдумщика и мечтателя. К сожалению, в жизни все не так: творческие способности всегда направлены на решение каких-то задач. Поэтому витание в облаках и сладкие мечты скорее будут мешать творческому процессу, поскольку уводят человека от видения проблемы в область грез.

Для тех, кто не расхотел стать креативным

И вот вы дочитали статью до конца и знаете все про то, как не надо развивать креативность. А как надо? Не будем нагружать вас сравнительным описанием различных методик развития креативности.

Американский психолог Джой Пол Гилфорд (один из корифеев исследования креативности) выделял главное различие между творческими людьми и всеми остальными. Креативный человек ищет множество решений одной проблемы. Попробуйте отказаться от мысли, что у каждого вопроса есть единственный правильный ответ – и жизнь сразу станет интереснее.

Читайте также:

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о