ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

sadik34Понимание и учет особенностей современной семьи в обществе способствуют реализации ее воспитательных возможностей. К важнейшим особенностям современной семьи относятся:
1. Изменение ценностных ориентиров детей и их родителей. Многие представители современной молодежи в большинстве своем не верит в истинные ценности и благотворительность, чувствуют обманутыми. Как результат – увеличивается количество малолетних преступников. В системе жизненных ценностей у многих родителей преобладают стремление к обогащению, попытки воспитать у детей прагматичность, рационализм, волю к успеху. Благородство, доброта, умение сочувствовать и помогать другим часто недооцениваются.
2. Отделение молодой семьи от семьи. В современных условиях – это объективный фактор, обусловленный социально-экономическим развитием общества, его производительных сил, уровня культуры. Комплекс этих факторов обеспечивает укрепление и развитие семьи как самостоятельного социального института, который самоутверждается без пренебрежения жизненного опыта старших. В отдельных семьях, является мобильной социально-экономической институтом общества, создается и благоприятный психологический климат для воспитания детей. Однако чаще молодая семья, как правило, испытывает трудности из бытовую неустроенность, материальные трудности, профессионально-производственные проблемы, что влияет на воспитание детей.
3. Уменьшение численности семьи. Уменьшение рождаемости вызвано обострением конкуренции на рынке рабочей силы, занятостью супругов, ростом материальных затрат на воспитание, чрезмерной нагрузкой на женщину-мать дома и на производстве, неблагоприятными жилищными, бытовыми условиями, эгоистичным стремлением родителей “пожить для себя”. Увеличение количества однодетных семей приводит отчужденность между детьми, эгоизм, поскольку они не имеют образца проявления беспокойства, уважения к другим.
4. Специфичность социального уклада в городских и сельских семьях. Различия в культуре семейной жизни отражаются на развитии детей. особенности домашнего
хозяйства способствуют привлечению детей к делам в семье, формируют у них трудолюбие, переживания за семейные дела, ответственное отношение к жизни. Дети вырастают в специфической морально-этической атмосфере села, сдерживающей антисоциальное поведение, но нередко она подавляет личность, тормозит развитие качеств, которые нужны человеку в другой среде. В городе такой контроль ограничен.
5. Зависимость воспитания от уровня образования родителей. Существует прямая зависимость образованности родителей и успешности их детей. Однако с усилением занятости родителей, дезинтеграцией семьи такая зависимость снижается.
6. Влияние социально-педагогических условий на самореализацию. По теории Абрахама Маслоу (1908-1970), если не удовлетворять биологические потребности ребенка, не обеспечивать ее безопасность, не формировать его уверенность в том, что и в будущем эти потребности будут удовлетворены, то проблематично ожидать от нее деятельности, способствовать самореализации. Потребности каждого человека структурируются по иерархическому принципу в разной последовательности. В общем – это биологические потребности, безопасность и уверенность в будущем, любовь и принадлежность к конкретной социальной группе, самооценка, самореализация и т. д.
7. Ограничение положительного влияния социального окружения ребенка. Урбанизация населения, либерализация информационного пространства, прагматизация жизни, дефицит общения в семье и со сверстниками, недостаточная очерченность нравственного идеала на уровне государственной гуманитарной политики вызывают манипулирования сознанием ребенка, деформируют систему жизненных приоритетов и ценностей.
8. Непонимание родителями механизмов формирования гуманных взаимоотношений с детьми, их стремление к ролевой или личностной позиции. Каждая из этих крайностей имеет негативные последствия: отчуждение детей от родителей, ограничение их отношений бытовой сферой (“сделай, принеси, подай”). Нередко родители недооценивают влияния на воспитание гуманных черт ребенка морально-психологических отношений, взаимной любви, уважения, заботы в семье. Гармоничность семейного воспитания зависит от искренности и честности любви к детям. Дети не могут нормально развиваться за счет авансированных чувств, хотят, чтобы их воспринимали и любили такими, какие они есть. В этом мудрость родительской любви. В основе воспитательной деятельности в семье должно быть формула здорового отцовства, которую выводят из любви и требовательности. Сосредоточение на любви за счет требовательности приводит к неуважению авторитета родителей, и наоборот – авторитарная, гнетущая атмосфера в семье внушает ребенку мысли, что ее не любят и она никому не нужна. Стратегия родителей в воспитании ребенка должна заключаться в достижении равновесия между милосердием и справедливостью, между нежностью и требовательностью, между любовью и строгостью и в формировании у нее черт характера, которые являются основой здорового семейной жизни.
Шире семью воспитательным средой является семья (супруги и другие близкие родственники, живущие вместе). Семейное воспитание – это воспитание детей в семье родителями, родственниками, опекунами или лицами, заменяющими родителей. Такое исполнение не принадлежит к отдельным педагогических явлений, а происходит в контексте жизни семьи, на основе внутрисемейных отношений, трудовых и опекунских обязанностей, семейно бытовой культуры. Уровень его обусловлен состоянием семьи.

Ещё поделка  Занятия детского кружка «Пешеходный туризм» первого года обучения

Читайте также:

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о