Психология детской пассивности

Психология детской пассивности

Психология детской пассивности

Пассивность (П.) – равнодушие, безволие, бездействие. Характеризуется бездеятельным отношением к окружающей жизни, отсутствием у человека стремления, потребности и привычки проявлять активность, энергию, настойчивость, инициативность.

У ребенка П. может развиваться сначала на фоне торможения психических процессов и быть своеобразной реакцией на непосильные требования, подрывающие у него веру в собственные силы, или, наоборот, результатом «тепличного» воспитания, когда родители слишком оберегают его от забот и усилий, не утруждают поручениями, не побуждают к самостоятельному решению сложных бытовых, учебных, трудовых и других задач.

Важно иметь в виду, что, кроме устойчивой, существует и временная пассивность, вызванная болезненным состоянием или упадком сил после болезни, физической или душевной травмы.

Наиболее распространенными формами детской пассивности

Наиболее распространенными формами детской П. является общественная и умственная. Общественная П. проявляется в том, что ребенок не принимает активного участия в жизни детского коллектива, не стремится к лидерству. Такого ребенка следует всячески привлекать к разносторонней деятельности коллектива и давать ему посильные общественные поручения, которые требуют не обычного исполнения, а прежде всего проявления инициативы, творчества.

Обращать внимание ребенка на деятельных людей в окружающей жизни, кинофильмы, выдающихся людей прошлого и настоящего для того, чтобы формировать у него идеал и в соответствии с ним всячески побуждать его к активности в общественной жизни класса, школы, организации походов, соревнований, вечеров и т. д.

Каждый раз необходимо одобрять проявленные ребенком усилия независимо от результата. Это придает ему уверенности в своих силах, вызывает удовольствие (или неудовольствие) собой, что является стимулом для самосовершенствования.

psikhologiya-detskoy-passivnosti-01

Пассивность, которая больше всего волнует родителей, чаще всего проявляется в отсутствии у детей привычки к умственным усилиям, напряжению мысли. Такие дети стремятся усвоить лишь то, что им легко удается. Они не могут и не пытаются решать задачи, которые требуют глубоких размышлений, активной работы мысли, сообразительности.

Для преодоления этого недостатка необходимо большая настойчивость и внимание как со стороны учителей. Так и со стороны родителей к вопросам организации учебной работы ребенка. Постоянная тренировка мыслительных усилий, поощрения успехов в этом отношении постепенно приучат пассивного ребенка находить радость и удовольствие в продуктивной умственной деятельности, произведут в нем умение и привычку в необходимых случаях сосредоточено и напряженно думать.

Похожее ...

Добавить комментарий