Формы организации труда детей в природе

Trudovoe-vospitanie-rebenka

Формы организации труда детей в природе

В детском саду используются различные формы организации труда детей в природе: поручения, дежурства, коллективный труд.
Доступной формой привлечения к ежедневной трудовой деятельности в детском саду есть поручение. их разделяют на виды по сложности задач (простые и сложные), по продолжительности выполнения (кратковременные и длительные), по способу организации детей (индивидуальные и групповые). Трудовые поручения широко используются во всех возрастных группах. Так, в младшей группе в начале года дети наблюдают, как воспитатель кормит рыбок в аквариуме. Кому-то из детей он предлагает подержать коробочку с кормом, через некоторое время предлагает дать рыбкам корм.
Время от времени воспитатель привлекает крупных листьев у комнатных растений, полив растений в уголку природы и на грядке. Эти первые трудовые поручения помогают подвести детей к осознанию того, что все живое нуждается в уходе.
В среднем и старшем дошкольном возрасте поручения могут иметь длительный и сложный характер. Детям предоставляется больше самостоятельности при их выполнении, например определить, нуждаются ли цветы на цветнике полив, и полить их при необходимости. Важно использовать поручения для индивидуальной работы с детьми. Например, детям, у которых недостаточно проявляется интерес к растениям, можно подарить комнатное растение и предложить выращивать ее дома, ухаживать и рассказывать детям, как она растет.
Поручение требуют руководства со стороны воспитателя. Основными приемами для этого есть показ, напоминание, поощрение. Показ нужен при введении нового объекта, новых способов ухода за ним. Если способ ухода уже известный детям, воспитатель ограничивается напоминанием и поощрением: «Молодец, Сережа, ты хорошо помнишь, что цикламен можно поливать только в поддонник».
Дежурство в уголку природы вводится в старшей группе. Это обусловлено сложностью задач, которые должны выполнить дети самостоятельно. Перед началом дежурства целесообразно провести занятие, на котором воспитатель знакомит детей с ежедневными обязанностями дежурных, показывает и объясняет, как надо ухаживать растений и животных, напоминает о том, что дети уже знают и умеют.
Приводим запись занятия в старшей группе.
Тема. Беседа о работе дежурного в уголку природы.
Цель. Рассказать детям о обязанности дежурных в уголку природы. Развитию речи и память. Воспитывать добросовестное отношение и ответственность за выполнение обязанностей.
Оборудование. Комнатные растения, аквариум с рыбкой, птичка в клетке, лейка, корм для рыб и птицы, вода для полива растений.
Ход занятия. Воспитатель: «Дети, вы будете чередовать в уголку природы: поливать растения, кормить рыбок, птичку, чтобы они были красивыми и веселыми. Сегодня я вам покажу, как это надо правильно делать. Сначала скажите: где у нас угол природы? Что есть в нашем углу природы? Что нужно взять, чтобы полить растения? Где стоит у нас лейка? Посмотрите, как надо правильно поливать растения: лейку следует держать так, чтобы носик ее касался края горшка, лить воду нужно постепенно; как только она пройдет в поддонника, полив следует прекратить (показывает). Сережа, покажи, как поливать растение. Полей этот цветок — колеус. А ты, Оля, полей традесканцию. Вот так, дети, вы будете поливать растения.
Теперь покормим рыбок. Где стоит у нас корм? Принеси его, Люба. Возьми ложку немного корма и всыпь его в кормушку.
А вот у нас есть второй корм, это мотыль. Покажи, Саша, всем детям. Рыбки очень хорошо едят этот корм. Смотрите, как надо его брать. Володя, дай три мотыля рыбкам. Витя, иди и покорми рыбок. Кто еще живет в нас в уголку природы? Как называется наша птичка? Чем мы ее будем кормить?
Оля, достань корма канарейке. Сейчас мы насыплем его в кормушку. Вот она чистая. Только в чистую кормушку надо насыпать корм. Валя, насыпь корма канарейке. Что еще нужно дать? Правильно, мокрецы или яблочки — это витамины для птички. Залежи, Юра, этот корм. А что еще надо заменить в клетке у птички? Верно, воду. Налей, Саша, воды в поилку.
Мы накормили птичку и рыбок, полили цветы. Так очередные дети будут делать каждый день. Завтра очередным будет Толя. Скажи, Толя, как ты будешь кормить рыбок? Вторым очередным будет Вера. Скажи, Вера, как ты будешь поливать цветы? Третьим очередным будет Миша. Скажи нам, как ты будешь кормить птицу? »
Чередование в уголку природы достаточно сложной деятельностью, потому что здесь почти не повторяются те же действия: различные растения нуждаются и разного ухода — одни надо поливать часто и щедро, другие — меньше. Различного ухода требуют и животные. Все это требует от воспитателя внимания к руководству работой дежурных, умение четко и доходчиво показать и объяснить, как надо выполнять обязанности, время напомнить, оценить и поощрить добросовестное выполнение обязанностей.
Очередными назначают нескольких детей, в зависимости от количества объектов в уголку природы, чаще всего по 2-3. Исследования Л. Е. Образцовой и др. доказывают, что при формировании микро-групп очередных первую очередь следует учитывать желание детей — кто с кем хочет чередовать. Целесообразно также объединять детей с примерно одинаковым уровнем навыков ухода с тем, чтобы тот, кто умеет хорошо выполнять обязанности дежурных, не сделал все сам. Однако воспитатели-практики считают, что эта рекомендация не может быть категоричной. Часто дети, имеющие хорошие навыки, хорошо сотрудничают с теми, в которых они сформированы недостаточно.
Выполнение обязанностей дежурными осуществляется преимущественно утром, до завтрака. Однако, если контингент детей такой, что их поздно приводят в детский сад, обязанности дежурных выполняются во второй половине дня, после дневного сна.
Успех организации дежурств в первую очередь зависит от постоянного интереса воспитателя к выполнению обязанностей дежурных. Нужно ежедневно оценивать их работу в присутствии детей: «Сегодня Валерик очень внимательно осмотрел все цветы и полив только те, которые надо было». При передаче дежурства надо к оценке работы привлечь весь коллектив детей. Неоднократное повторение при обсуждении работы дежурных основных правил ухода за обитателями уголка природы способствует их прочному усвоению, формированию хорошего, гуманного отношения ко всем живым объектов.
При введении новых объектов в угол природы следует организовать их рассмотрение со всеми детьми и рассказать о правилах ухода за ними.
Довольно часто в детском саду организуется коллективная работа детей. Она характеризуется общей целью, выполнением работы на одном пространстве и в одно и то же время.
В младшей и средней группах проводится коллективная работа, цель которой — научить, как надо высаживать семена, поливать, убирать участок и тому подобное. Детей старшей группы учат перекопке и планированию грядок, посадка черенков комнатных растений, уборке в уголке природы и тому подобное.
При коллективных форм труда дети чаще всего выполняют такие задачи, которые организуются впервые и нуждаются в обучении детей определенным умением. Например, до того, как давать индивидуальные и групповые поручения детям на прополку, рыхление и т.д., организуется коллективная работа.
По способу организации детей коллективный труд детей может быть:
а) совместно-индивидуальная (каждый ребенок сажает на своей строке рассаду);
б) совместно-последовательная;
в) совместно-взаимодействующая.
При коллективного труда следует придерживаться такой структуры ее построения, которая обусловлена ​​педагогическими требованиями к организации труда. Приводим структуру наиболее распространенной коллективного труда, связанной с выращиванием растений.
Беседа о растениях (внешний вид, необходимые условия для выращивание, значение для человека, для природы).
Постановка целей и мотивация труда.
Обследование посадочного материала.
Инструктаж (поэтапный преимущественно в младшей группе и перспективный в средней и старшей группах).
Ход работы.
Подведение итогов.
Весной старших дошкольников привлекают к перекопку земли и планирование грядок. Перед началом работы следует провести беседу о том, почему растения хорошо чувствуют себя в разрыхленной почве, поставить перед детьми цель и рассказать, почему им надо перекапывать и рыхлить землю. Договориться с детьми, что, когда они найдут в земле что-то интересное, надо показать это всем детям. Воспитатель показывает, как надо перекапывать и рыхлить почву, половину группы ставит перекопку, а вторую половину — на рыхление. Во время работы воспитатель обращает внимание на то, что в том месте, где осенью дети прикапывали листья, шелуха картофеля, моркови, образовалась темная полоска земли. Это перегной — рассказывает воспитатель. Такая земля обеспечивает растения питательными веществами. При рассмотрении дождевых червей надо упомянуть об их положительную роль в почвообразовании: разрыхляют, насыщают воздухом, улучшают структуру почвы и тому подобное.
Для формирования грядок воспитатель использует шнур с колышками. Детям предлагает стать «поездом» и протоптать дорожки. Он замечает детям, высокими грядки не нужно делать потому, что ветер будет быстрее выдувать влагу и растениям ее не хватает.
В конце работы воспитатель подводит итоги, отмечает, как хорошо будет расти семенам, рассаде в разрыхленной земли, как дружно работали дети.
Дети всех возрастов сеют семена, а, начиная со средней группы, высаживают рассаду.
Приводим примерное описание коллективного труда в младшей группе.
Тема. Посадка гороха на грядке.
Цель. Учить различать семена гороха по цвету, размерам, форме. Учить сажать семена, раскладывая его в бороздки, засыпать землей. Ввести в активный словарь слова, обозначающие признаки семян, действия детей, связанные с посадкой гороха. Воспитывать желание выращивать растения.
Оборудование. Картинка с изображением гороха, коробочки с горохом.
Ход занятия. Воспитатель. «Посмотрите на картинку и вспомните, что это. Кто из вас любит горох? Видите, какие красивые листья и стручки с горошинами. Г орохо вкусный и полезный. Хотите, чтобы у вас на грядке вырос такой же? Теперь на улице стало тепло, и его можно посадить на грядке, а когда вырастет — угостим всех детей.
Горох выращивают из семян. Возьмите каждый по горошине и положите на ладонь. Какого цвета горох? Какой он формы? А теперь пальчиком нажмите горошин. Гладкие они или шероховатые? Семена нужно посадить в землю. Подойдите к грядкам. Видите бороздки. Возьмем по одному семени и положим в бороздку у края грядки (воспитатель, стоя посреди грядки, показывает, как это делается, и следит за выполнением задания). Вторую горошину положите подальше от первой (показывает) ».
Дети сажают по 5 горошин. Далее воспитатель показывает, как семена присыпать землей. После выполнения проверяет, прикрыты землей горошины, и рассказывает, чтобы горох хорошо рос, его надо полить водой. Воспитатель предлагает детям полить. В конце занятия отмечает, что дети хорошо потрудились, у них вырастет хороший горох. Предлагает детям помыть руки.
Во время проведения коллективной работы с детьми младшего дошкольного возраста чаще всего используется поэтапный инструктаж. Это обусловлено особенностями младших дошкольников: они не могут сразу охватить и запомнить весь трудовой процесс. К концу пребывания детей в средней
группе и в старшей чаще всего используется перспективный инструктаж, когда воспитатель объясняет и показывает весь ход работы и дети выполняют ее.
Нужно обязательно закреплять последовательность выполнения работы? Это должен решить воспитатель, исходя из особенностей данной группы детей. Хорошо, когда дети сразу внимательно воспринимают инструктаж и выполняют его.
Организуя старших дошкольников на прополку, нужно провести короткую беседу о том, что нужно растениям, чтобы они хорошо росли. Рассмотреть, что на грядках рядом с посеянными растениями появились такие, которых никто не сеял. Воспитатель рассказывает, что это — сорняки. Если их не вырвать, они будут забирать воду и питательные вещества у культурных растений. Однако прежде, чем вырвать, давайте рассмотрим их. Вот лебеда. Листочки у нее нежные, как крахмалом присыпанные. А это — мокрец. Вы его знаете, потому даете птичке. Помните, почему он так называется. Давайте посмотрим, действительно ли под ним влажная земля. Сорняки очень любят кролики и куры. Сейчас я вам покажу, как надо вырывать: взяться за стебелек у самой земли, раскачать немножко и выдернуть с корешком. Составляйте сорняки в корзину, чтобы угостить ими кур. По окончании работы воспитатель обращает внимание на чистые, нарядные грядки, замечает, что растения как повеселели и благодарны детям, которые спасены от сорняков.
Сбор урожая желательно проводить торжественно, создавая у детей радостное настроение, вызывая удовлетворение результатами своего труда. Хорошо приглашать детей из других групп, угощать их горохом, редькой, луком. Массовый сбор урожая в начале сентября следует провести, как праздник. Перед праздником воспитатель поручает наиболее усердным мальчикам и девочкам выдернуть самые овощи. «Вот какой большой свекла — покажи его всем детям. Дадим подержать его малышам, хватит ли им силы удержать свеклу в руках ». Малыши «взвешивают» в руках свекла, воспитатель сопровождает это юмористическими репликами: «Наверное, Сережа малый, не удержит. Нет, удержал, вот какой сильный », — создавая тем самым праздничный, непринужденный настроение. Так постепенно выдергивают самые овощи, рассматривают, взвешивают в руках, дарят малышам. Далее воспитатель расставляет детей по грядкам, определяет задачи. Дети выкапывают овощи, очищают их от земли и складывают в определенное место. Воспитатель вместе с детьми сортирует их. Самые оставляет для выставки на празднике, остальные относят на кухню и просят повара приготовить вкусные блюда. Можно предложить детям самим сделать винегрет из вареных овощей.

Ещё поделка  Проблемы этической воспитанности подростков

Похожее ...

Добавить комментарий