Современные тенденции в образовании по проблеме здоровья детей и подростков

ZdorovjeDetej

по проблеме здоровья детей

В статье рассматриваются современные тенденции в образовании по проблеме здоровья детей и подростков. Проанализированы отдельные аспекты разрушительного воздействия среды на здоровье и психику детей. Обоснованы особенности учебно-воспитательного процесса и подчеркнута важность осуществления превентивного воспитания.
Большинство людей недопустимо мало знают о своем организме, особенности его строения и функции, о здоровье как главную ценность. Из-за незнания делается множество ошибок, иногда фатальных, которых можно было бы легко избежать. Но для этого нужно знать себя. Когда человек познает основные грани своего физического и духовного здоровья, она пытается не только использовать эти знания, но и передать свой опыт потомкам, помочь овладеть системой здорового образа жизни всей семьи, близким. Это и является залогом восстановления и укрепления здоровья населения страны. А если вы только планируете завести малыша, то обязательно ознакомьтесь с информацией для беременных на проекте maminazk.ru, здесь самые актуальные статьи для рожениц.
Человек — самое совершенное творение природы. Однако, для того чтобы наслаждаться сокровищами природы, она должна удовлетворять по крайней мере одной требованию — быть здоровой. Это аксиома, о которой мы в текучести и бесполезности дней, к сожалению, забываем. В этой связи основную роль в формировании культуры здоровья должна играть система непрерывного образования, которая охватывает все звенья — от дошкольного до последипломного, включая внешкольное. Особого внимания здесь заслуживает валеологическая культура и образование учителя, что обусловлено многими обстоятельствами, которые определяют его профессиональную деятельность.
По мнению медиков и педагогов, основы здоровья закладываются в раннем детстве, в школьные годы ребенок должен стать более сильной, крепкой, выносливой. На практике же это далеко не так. Как отмечают Оржеховская В.М. и Горащук В.П. за время обучения в школе ученик теряет треть своего здоровья. В первую очередь за счет нездоровой атмосферы, его окружает. Если более 90% первоклассников идут в школу с радостью, то уже в третьем классе каждый десятый школу ненавидит. А как известно, ненависть — это очень деструктивная эмоция, чувство, которое разрушает здоровье ребенка. А еще добавляется страх — перед школой, учителем, сильнее учениками. Его испытывает каждый пятый ребенок. По окончании начальной школы 20% учащихся теряют интерес к учебе, в 18% учащихся — имеют место снижены показатели здоровья.
У подростков еще больше причин для утраты здоровья. Это эмоциональный дискомфорт, вызванный трудностями учебного процесса (перегрузка программным материалом), сложностями отношений в системе «ученики — учителя -Родители», интенсивный негативное влияние среды и тому подобное. В результате растет эмоциональное напряжение, усиленная некомфортными отношениями, последующей потерей интереса к знаниям. В восьмом классе этого интереса не имеют уже 40-50% учеников. Обостряются чувства неуверенности, неполноценности, заниженной самооценки, появляется агрессия, недовольство собой и миром. Негативные эмоции «заглушаются» табаком, алкоголем, другими наркотиками.
Отдельно стоит отметить разрушительное воздействие на подростковую психику теле- видеопродукции, компьютерных игр с демонстрацией ужасов, насилия, половой разврата и тому подобное. В последнее время основания речь идет о деструктивном влиянии на детей игровых автоматов. Подавляющее их количество размещается в тесных, обкуренных, неприспособленных помещениях, без элементарных гигиенических условий. Школьники часами «играют» с сюжетами, наполненными кадрами агрессии и насилия. Вред для физического и психического здоровья детей от «общения» с игровыми автоматами взрослые и учителя, а также родители недооценивают.
В результате вышеуказанных и многих других социально-экономических, психолого-педагогических и медико-биологических факторов больше половины — 60% подростков имеют хронические заболевания. Заканчивают школу лишь 5-7% практически здоровых старшеклассников. И поэтому, логическим здесь должен быть вывод: учебно-воспитательный процесс необходимо сделать здоровьесберегающих, здоровьязмицнюючим, здоровьеформирующих.
Цель и задачи исследования: анализ отдельных аспектов разрушительного воздействия среды на здоровье и психику детей. Определяя важность осуществления превентивного воспитания, обосновать особенности учебно-воспитательного процесса.
Выделяют три подхода к аксиологического аспекта культуры здоровья: как к психологической проблеме, как к педагогической и как к социальной. Как педагогическая проблема, ценность культуры здоровья является объектом воспитания, а именно — способом организации жизнедеятельности личности, значимости и актуальности этой проблемы в контексте здорового образа жизни.
До сих пор существует убеждение, что сначала можно научить учеников, а уже потом они начнут соответствующим образом действовать. Такое мнение схоластическая и утопическая. Однако, именно такой подход чаще всего имеет место в отношении проблем формирования культуры здоровья. Во многих школах вопросы, связанные со здоровьем, изучаются на занятиях по учебным дисциплинам или факультативов, и при этом, в лучшем случае, обучают отдельных умений. И далеко не во всех учебных заведениях проводится постоянная и ситематична работа по вооружению учащихся навыками культуры здоровья я. Поэтому, в жизни часто сталкиваемся с такой ситуацией, когда ученики знают и умеют, но не выполняют, семья имеет условия, но не реализует их и т. Это означает, что еще не сформирована сознательная потребность в здоровье, и необходимо найти такие доказательства и убеждения, чтобы мотивация к ведению здорового образа жизни побудила детей и молодежь к активной деятельности по здоровьятворення.
Поэтому дальнейшее совершенствование основ формирования здорового образа жизни, культуры здоровья я, повышения их воспитательных возможностей требует максимального внимания к мотивационной сферы учащихся в стремлении быть здоровыми. Мотивация — это система мотивов поведения и деятельности, побуждения активности организма и его целеустремленности.
Мотив к культуре здоровья формируется на основе потребности быть здоровым и является производным от биологической потребности самосохранения. Удовлетворение этой потребности направляет человека на укрепление здоровья и является действенной силой для овладения умениями и навыками культуры здоровья..
С 2002 года в мире утвердился термин «салютогенез». В отличие от патогенеза — выявление болезней и их устранение. Салютогенез — это парадигма оздоровления, ее сущность — оздоравливаться, активно работая. Это тесное сотрудничество педагогов, психологов, медиков, когда в процессе обучения дети и молодежь отдыхают. Итак, здоровьесберегающих обучения предполагает последовательную систему активных действий всех участников учебно-воспитанного процесса, направленного на создание здоровой среды для формирования таких жизненных навыков, которые ведут к сохранению, укреплению и воспроизводства здоровья и ориентируют на утверждение здорового образа жизни, развитие духовно , психически, физически и социально здоровой личности.
Напомним, что жизненные навыки — это способность к адаптации и позитивного поведения, что позволяет эффективно преодолевать повседневные проблемы и удовлетворять потребности. Самая главная цель в развитии жизненных навыков здорового образа жизни — это научить детей и молодежь защищать свое здоровье и оберегать благополучие.images
Здоровье сберегающие технологии и призваны обеспечить формирование жизненных навыков здорового образа жизни. Среди важных составляющих этого процесса можно выделить:
— Использование воспитательных возможностей урока (как специального, так и по основам наук для передачи знаний о здоровом образе жизни, сохранения репродуктивного здоровья);
— Обеспечение двигательной активности детей и молодежи;
— Максимальное использование искусства для духовного и эмоционального развития учащихся;
— Создание положительного микроклимата в коллективе учебного заведения;
— Использование возможностей внеклассной и внешкольной работы;
— Повышение педагогической культуры родителей;
— Подготовка кадров в учебных заведениях и системе последипломного педагогического образования;
— Интеграция и координация усилий государственных, общественных и религиозных организаций, частного бизнеса и тому подобное.
Поэтому именно школе принадлежит большая роль в формировании, сохранении и укреплении психического здоровья подрастающего поколения. При этом все усилия педагогов должны быть направлены на предупреждение нарушений путем исключения из жизни школы факторов, которые вызывают их, или способствуют возникновению. Так как сегодня перед школой встает проблема сохранения психического здоровья детей в условиях интенсивного воздействия информационного потока с одной стороны, а с другой, процессов связанных с реформированием образования.
Перспективу дальнейших исследований при данных условиях видим в настоятельной необходимости разработки и внедрения мероприятий здоровье сберегающего характера в учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений всех уровней, особенно в школах.

Ещё поделка  Ногти на ногах нуждаются в уходе

Похожее ...

Добавить комментарий