Роль исследовательско-экспериментальной деятельности в развитии детей. Монтессори

montessori

Экспериментальная деятельность в развитии детей. Монтессори

Ежедневно современный человек попадает под информационный шквал. Чтобы сознательно воспринять полученную информацию, ей необходимо обладать определенными умениями и познавательными навыками. Поэтому сегодня одной из актуальных задач, выдвигаемых перед педагогами, является совершенствование работы с познавательного развития детей дошкольного возраста.
У детей дошкольного возраста заметно повышаются возможности познавательной деятельности, растет познавательная активность, которая может быть реализована через опытно-экспериментальную деятельность. Ведь именно этот вид деятельности является основой умственного развития дошкольника.
Опытно-экспериментальная деятельность требует мобилизации психических усилий личности, творческого поиска, вариативности, а это все происходит на основе мислительной деятельности, которая является основой процесса перехода умственных действий от наглядно-действующих в вербальных. Жизненный опыт показывает, что многие люди мыслят логично, даже не зная правил логики, как науки, а это благодаря тому, что умеют мыслить последовательно, не допуская противоречий в своих рассуждениях, умеют разоблачать ошибки.
Овладение навыками логического мышления имеет особое значение для многих профессий в современном мире. И если каждый работник дошкольного образования поймет важность развития логического мышления у детей дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности, то дальнейшее обучение в школе, выборе профессии и жизненно важных аспектов будут для ребенка не такими труднодоступными и непонятными в современном научно-развитом обществе.
Важной предпосылкой успешности опытно-экспериментальной деятельности по формированию естественно-математических понятий — является учет педагогом психолого физиологических и индивидуальных особенностей дошкольников.
Вопросам организации опытно-экспериментальной деятельности по формированию естественно-математических понятий еще в начале XX века занималась М. ​​Монтессори, итальянский педагог-гуманист, которая разработала дидактические материалы, которые предусматривали формирование элементарных математических понятий в процессе наблюдения за явлениями природы и опытно экспериментальной деятельности.
Структурными компонентами опытно-экспериментальной деятельности дошкольников  этапы реализации «проблемного исследовательского обучения».
Первый этап. Педагог ставит проблему, определяет стратегию и тактику ее решения, но решения ребенок должен найти самостоятельно.
На первом этапе исследовательская деятельности детей (младший и средний дошкольный возраст) происходит под руководством воспитателя. Ее включают в интегрированные занятия, прогулки, игры с предметами, игры-загадки, конструктивные, сюжетно-ролевые и режиссерские игры, проводят в наблюдениях за объектами и явлениями живой и неживой природы и как самостоятельную деятельность во время опытов.
Второй этап. Педагог формирует проблему, но метод, пути ее решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск.
Во втором этапе исследовательской деятельности участвуют старшие дошкольники. С ними проводят элементарные исследования. Методика организации учебных исследований предусматривает два уровня овладения технологией их проведения.
Первый уровень содержит 2 — 3 фронтальные тренировочные занятия, на которых используются карточки с символическими изображениями «методов исследования». Из последовательности этих методов состоит алгоритм исследования. Темы исследований представлены в виде предметных карточек с изображениями или явлений. Выбирая карточку, дети определяют тему исследования. Воспитатель ставит перед ними проблему: собрать информацию по выбранной теме, используя алгоритм исследования и задачи подготовить сообщение.
После выступления докладчика обязательно обсуждения. Слушатели задают вопросы. Этот процесс требует умелого руководства.
Когда дети усвоят общую последовательность действий (или технологию исследования), можно переходить ко второму уровню, к самостоятельным учебных исследований.
Последовательность действий:
— Постановка задач или проблемы;
— Выбор темы исследования (по карте или по предложению педагога);
— Распределение детей для работы в парах или микрогруппа;
— Изучение схемы или алгоритма исследования (при проведении самостоятельных исследований по алгоритму, схеме педагог выступает в роли консультанта и вмешивается в процесс только тогда, когда ребенок обращается за помощью);
— Фиксация результатов исследования в индивидуальных блокнотах или тетрадях с использованием символики течение устного общения;
— Групповое обсуждение результатов исследования и подготовка сообщения;
— Слушание сообщений и их обсуждение (педагог обязательно поощряет «докладчиков» и активных слушателей, которые ставили интересные вопросы).
Все исследования проводятся в игровой форме, а полученные знания затем используются в учебной деятельности.
Третий этап. Высший уровень. Постановку проблемы, поиск методов ее исследования и решения дети осуществляют самостоятельно.
На третьем этапе исследовательского обучения дети работают только самостоятельно и сами применяют знакомую уже методику исследований, создают для них необходимые условия. Успешной на этом этапе бывает деятельность детей с высоким уровнем развития интеллектуальных способностей.
Характерной особенностью самостоятельной исследовательско-экспериментальной деятельности дошкольников является то, что она представляет активные методы, меняет предмет познания. Ценность ее заключается в том, что дети не получают готовые знания от педагога, а делают открытия и расширяют кругозор, а следовательно, создаются условия для активного изучения и познания окружающего мира.

Похожее ...

Добавить комментарий