Развитие связанной речи и коммуникативных умений дошкольников

sadik03Диалогическая речь.
Продолжать привлекать детей к участию в диалоге с соблюдением элементарных норм ведения разговора. Совершенствовать умение слушать и понимать собеседника, формулировать и выражать вопрос, строить ответ в соответствии с услышанным.
Поощрять к ведению диалога в различных повседневных ситуациях (в дошкольном учреждении, дома, в общественных местах, транспорте, на улице) как при непосредственном контакте, так и в телефонном разговоре или общении через INTERNET.
Учить проявлять инициативу в общении со знакомыми и незнакомыми взрослыми и детьми, использовать при этом уместны формы вежливого и кроткого обращения (в зависимости от возраста, пола, социальной роли собеседника — «вы», «дорогой», «мамочка», «Аннушка» и др. .), находить первую реплику для начала диалога, поддерживать разговор, задавая вопросы по теме разговора, давая собственные комментарии услышанному от собеседника. Привлекать к построению диалогов между 2-4 детьми.
Формировать умение поддерживать начатую другим человеком разговор, вовремя реагировать на реплики собеседника, расспрашивать, вести диалог на предложенную взрослым тему.
Приучать держаться в диалоге непринужденно, свободно, без напряжения, разговаривать тактично, убедительно, чувствовать эмоциональный тон разговора и корректировать его в положительную сторону при обострении ситуации общения, корректно обнаруживать собственное эмоциональное отношение к предмету разговора или собеседника, в зависимости от темы разговора и ситуации общения выражать просьба, извинение, благодарность, предположение, сопереживание и т.д..
Монологическая речь.
Формировать умение строить связные монологические высказывания разных типов (рассказы-описания; сюжетные рассказы по картинам, по собственному опыту, творческие на заданную или выбранную тему; переводы). Начинать учить составлять рассказы-суждения (оценки), рассказы-рассуждения и рассказы-объяснения.
Предлагать пользоваться представленным образцом, планом, а затем опираться на усвоенный алгоритм составления рассказа.
Приучать высказываться логично, без повторов, пауз, жестикуляции, придерживаться основных структурных частей рассказа (начало, середина — основная часть, заключение), придумывать название своим рассказам и принимать в составленных текстах эпитеты, сравнения, фразеологизмы, прямую речь персонажей с обращениями т.п..
Привлекать детей к составлению рассказов-описаний игрушек, предметов, предметных картинок, сюжетных картин и рисунков. Упражнять в умении выделять и называть предмет описания, внешние признаки, части, характеризовать свойства, действия, назначения, соотносить предметы речи с соответствующими им описаниями. Предлагать попытки самостоятельного составления описательных рассказов-загадок об объектах окружающей среды и описаний по памяти.
Расширять опыт детей в составлении различных видов сюжетных рассказов, постепенно усложнять отбор приемов обучения сюжетного рассказывания: по образцу, по данному взрослым плану, по данному началом или окончанием истории, с выходом за пределы изображенного на картине, по серии картин или рисунков, за опорными словами , коллективное рассказывание с составлением определенных фрагментов единой рассказы и др..
Формировать элементарные навыки оценочного, объяснительного речи при составлении рассказов-суждений и объяснений, соблюдение логики причинно-следственных связей в самостоятельных рассуждениях.
При переводе литературных произведений учить осмысливать содержание услышанного, осознавать тему и основную идею произведения, запоминать и воспроизводить последовательность событий близко к тексту, сначала ориентируясь на предложенный план, впоследствии — и самостоятельно, используя авторские речевые обороты, средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения , метафоры, повторы и др.).. Учить следить за логикой изложения своего и других детей и продолжать перевод, начатый другим ребенком или взрослым, воспроизводить определенную логическую часть содержания. Развивать эмоциональную чувствительность к событиям произведения, поступков и судьбы персонажей, учить передавать в переводе авторские оценки и собственные отношения. Поощрять импровизационные попытки при передаче текстов.
Привлекать детей к самоконтролю и самооценке монологической речи.

Ещё поделка  Использование игр при ознакомлении детей с природой

Похожее ...

Добавить комментарий