Профильное естественно — научное обучение: креативный подход

3.9_kak_nauchit_rebenka_chitat

научное обучение: креативный подход

Ничего не может быть более ценным и важным для человека, как обеспечение условий становления ее как креативной личности и ее творческой профессиональной самореализации, безусловно определяет счастливое самореализации в личности жизни.
Исходя из понимания сущности профильного образования, что освещена в научных работах и ​​документах об образовании понятно, что именно она является незаменимым ресурсом ее гуманизации и демократизации. Чтобы учителю реально осуществить успешный собственный профессиональный рост, ему предстоит осуществить выбор педагогического подхода в профессиональной педагогической деятельности обеспечение профильного обучения.
В научно-педагогической литературе и в частности, в материалах методологического семинара ученых по проблемам профильного обучения определены несколько основных педагогических подходов, которые могут быть применены в реализации профильного обучения:

• личностно-ориентированный подход, что позволяет ученику выбрать индивидуальную образовательную программу;
• научный подход, предусматривающий получение учащимися научных, фундаментальных и проверенных наукой, практикой знаний;
• системный подход, позволяет рассматривать обучение как систему непрерывного профессионального образования;
• ценностно-мотивацйний подход, предусматривающий формирование у учащихся положительной мотивации и ответственного отношения к овладению содержания;
• культурологический подход, согласно которому общее среднее образование, в общем, и профильная, в частности, рассматривается как результат культурно-исторического развития человечества.
Кроме того, существуют и другие подходы: нормативный, деятельностный, компетентностный, дифференцированный, широко используется в педагогической практике.
Нами в Концепции креативного естественнонаучного образования и в других работах определена сущность креативного подхода, согласно которому профильное обучение рассматривается не просто как учебная, а как целенаправленная учебно-исследовательская и изобретательская деятельность в общей учебной деятельности. Исследование и изобретательство — это методы, принципиально меняют общий характер учебной деятельности и ее последствия. Креативное обучение для ученика-творца превращается по выполнению ученических обязанностей, в права которые вызывают радость творчества и обогащают его духовно, творчески, интеллектуально и эмоционально.
Креативный подход — это новое педагогическое мышление и новая образовательная практика ХХ в., воспитания креативной личности, которые являются как отклик на запрос и испытания человеческой цивилизации в решении глобальных, региональных и локальных проблем ежедневного бытия. Он аккумулирует в себе лучшие черты всех остальных, перечисленных педагогических подходов, по нашему мнению соответствуют особенностям прошлых веков. Социальная ценность креативных личностей, как движителей общественно-экономического прогресса страны очевидна, а потому воплощение в реальной практике системы креативного обучения является актуальной проблемой.
Педагогическая система профильного креативного обучения — это совокупность органически связанных методов, форм, приемов и средств, создает условия учебной исследовательской и изобретательской деятельности учащихся исследователей и изобретателей и воспитания их как креативных личностей профессионально ориентированных на деятельность в области науки, техники, медицины, педагогики и т.д.. В контексте профильного обучения предполагается не только овладение знаниями определенных предметов, предусмотренных программой, а и для того, надпредметных знаний теории научных исследований, науковедення, истории науки, психологии творчества и тому подобное. В креативном процессе ученик превращается из объекта творческой воздействия на субъекта и главное действующее лицо — исследователя и изобретателя, а учебный материал в предмет исследования. Коллектив учеников-исследователей в педагогической системе профильного естественного креативного обучения формируется как исследовательская и изобретательская лаборатория.
Таким образом творческая, исследовательская и изобретательская деятельность — средство самосозидание креативной личности и жизненной самореализации. Определяющая особенность профильного креативного обучения является создание условий для формирования у учащихся творческого самосознания как основы формирования в них позиции, стиля, знаний, умений и навыков самоорганизации как основы самоменеджмента, самомониторингу в осуществлении самообразования.
Педагогическая система креативного обучения, разработанная нами, предполагает формирование креативности, что определяет продуктивно-творческую направленность личности и составляет основной стержень ее социальной ориентации в жизни. Вместе с тем она является базовой детерминантой профессионального творчества, развития творческого потенциала специалиста и его самоактуализации в социальной сфере и самореализации в жизни. Педагогическая ценность системы креативного обучения состоит в том, что с развитием творческой одаренности и творческих способностей личности ученика, как составляющей ее структуры имеет возможность приобрести способность создавать что-новое — креативность.
Организация профильного естественного креативного обучения предполагает непременное применение диалога, как взаемозворотньои взаимодействия между учениками исследователями и изобретателями и учителя и «научного» распределения функций: автора, оппонента, докладчика, экспериментатора и тому подобное.
Особенно педагогически ценно для включения учащихся в активную исследовательскую деятельность привлекать их как авторов к определению методологической характеристики 6
исследования: темы, актуальности, объекта, предмета, цели, гипотезы и задач, результатов и выводов исследования. Мыслительно двигаясь, начиная с формирования и формулирования темы и выводам средством диалога, ученики- исследователи развивают зоркость в поиске проблемы, способности к анализу, синтезу, абстрагирование, конкретизування, систематизации, обобщения, выделение главного, тщательной разработки идеи. Хотя осмысление сущности исследования осуществляется линейно, погружение учащихся в системную исследовательскую деятельность способствует развитию качеств креативного мышления: критичности, ассоциативности, оригинальности, скорости, гибкости и других. Особенно продуктивно развивается свойства креативного мышления в условиях свободного диалога без спешки на каждом «этаже» разработки методологической характеристики исследования и его осуществления, безусловно способствует развитию специальной научной речи и языка вообще и эмоций. Последние зажигают учеников исследователей и изобретателей, углубляя их познавательный интерес, мотивированность, любовь к науке и профессиональной ориентированность.
Таким образом, в научном устройства жизнедеятельности учащейся исследовательской лаборатории на уроке естественно рождается будущий ученый и изобретатель.
В креативном обучении происходит взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса. Она является свободный или управляемый диалог учеников и учителя, основанной на взаимоуважении как равноправных участников креативного учебно — воспитательного процесса. Он регламентируется правилами, которые разработаны с учетом специфики научного общения и верховенства научной истины.
Нами разработаны советы ученикам, соответственно их функций и задач в креативном обучении. Например приводим ниже советы докладчику, которыми постоянно пользуются ученики в ежедневном учебно-воспитательном процессе.
Советы докладчику
• Выступление формируй из трех частей: введения, основной части и заключения (Заключение).
• Выступай образно и кратко, но исчерпывающе.
• Используй наглядность и подготовь ее заранее.
• иллюстрирует свое выступление двумя, тремя примерами.
• Не теряй самообладания, выступай уверенно, смело, четко произноси каждое слово.
• Завершай выступление заключением.
Исходя из того педагогической ценности научного диалога учащихся и учителя как краеугольного камня гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса и обеспечение его креативной сущности мы пришли к выводу о необходимости разработки новой типологии уроков, основанной на принципах креативно-педагогической парадигмы.
Определены типы и виды уроков соответствуют логике креативного подхода, которая отображается в трех положениях:
• от овладения учащимися-исследователями и изобретателями теориями научных исследований — к овладению методами научно-технической и технического творчества.
• от переоткрытий — к реальной рационализации и изобретений.
• от исследований и изобретательства на уроке — к внеурочной научной и научно-технического творчества.
Содержание естественного креативного обучения
Содержание образования, как известно отражается в программах, представляет собой комплекс различных видов знаний. На их основе учитель, составляя календарные планы, определяет хронологию учебно-воспитательного процесса так, чтобы всем ниже представленными знаниями, умениями и навыками ученики могли успешно овладеть. Среди этих метологичних знания мы, исходя из разработок ученых выделяем следующие:
• методы, которые имеют статус обобщенных и применяются во всех сферах деятельности для получения бытового и научного знания;
• методы исследования, которые используются в научном познании.
Первые — это в-логические методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, выделение главного и обобщения, систематизации и конкретизации.
Как показывают наши педагогические исследования, осуществлялись в процессе посещения уроков естественного цикла в школах, лицеях и гимназиях всех регионов, учителя не в достаточной степени сосредоточены на формировании знаний в-логических методов, хотя соответствующая методика их овладения разработана еще в середине прошлого века в работах советских дидактов.
Вторые — это методы, которые могут быть использованы учениками в теоретическом и экспериментальном, учебном и научном исследовании: наблюдение, измерение, моделирование, аналогии, определении объекта и предмета исследования, постановки гипотезы, разработки методики и определения результатов и формулирование выводов. Именно эти методы действенны средствами преобразования ученика, является накопителем знаний у ученика исследователя и изобретателя, осуществляет попытки прорыва в собственном становлении и познания неизвестного, а потому переоткрытия и открытия его в будущем, осуществления инновационных разработок.
Подводя итог определения сущности авторской педагогической системы профильного естественного креативного обучения, проверена на базе экспериментальных учебных заведений предоставила возможность определить ключевые дидактические принципы:
• использование содержания образования как материала для учебного исследования, является формой активной самодеятельности ученика-исследователя и достижения свободы его творчества;
• согласованности учебного процесса с процессом научного исследования, деятельности ученика с деятельностью ученого в сотрудничестве и сотворчества учащихся и учителей как исследователей;
• применение «исследовательской» типологии уроков которая согласуется с обще принято этапами научной деятельности;
• введение к содержанию профильного образования кроме специальной (предметной) информации, надпредметных — теории научных исследований, простейших знаний психологии творчества, основ выбора профессии;
• внедрение в системе учебных исследований свободного и управляемого диалога, дискуссий, семинаров, личных разработок;
• органического сочетания индивидуальной, групповой и коллективной работы в которой первая является ключевым.
• использование педагогической подсистемы самоорганизации учащихся-исследователей, предполагает их самоменеджмент, самомониторинг и самообразование.
• оценки знаний учащихся как ценить и отказ от фронтального сравнительного их анализа как формы принуждения и подавления психологического состояния.
• органического сочетания организованной образования и самообразования в течение учебного года и в каникулярный период.
Неоднократно встречаясь с учителями, руководителями образования, учеными слышал негативные критические высказывания в адрес реально существующей повседневной профильного образования. На возражение, хочу указать на то, что педагогическая ценность профильного образования необоснованно поставлена ​​под сомнение, поскольку именно она отвечает идеям философии, психологии и педагогики гуманизма. Надо ставить под сомнение и совершенствовать свою деятельность каждом отдельном педагогу по воплощению такой социально ценной идеи. Предполагаем, что многие пессимистических возражений возникает на фоне непонимания главной идеи профильного образования — ученик, как человек, уникальное существо и главное действующее лицо учебно-воспитательного процесса в средней школе может и должна обрести свободу выбора вида и условий творческого поиска — креативного обучения. И от того, что какой-то человек не умеет ездить на велосипеде, а учитель не хочет перестать быть главной фигурой в школе и на уроке, нельзя отрицать значение открытия колеса для человечества как и самого ученического творчества.
Сравнительная характеристика нормативного и креативного обучения реальные сдвиги в образовании одаренных учеников потребует бескомпромиссного отклонения всего того старого, что тормозит ее развитие. Полумеры в переходе к обучению на основе креативно-педагогической парадигмы отвергают наше общество на десятки лет и создают опасность перехода страны к странам которые только потребляют инновационные технологии ученых других стран. Это и есть одна из причин торможения общественно-экономического развития страны. Занимая принципиальную позицию в воплощении педагогической системы креативного обучения, основанная на убежденности в его прогрессивности ниже подаем таблицу сравнения указанных типов обучения.
Исходя из анализа таблицы легко заметить, что педагогическая система профильного креативного обучения по сравнению с нормативной имеет принципиальные отличия и существенные преимущества, поскольку основывается на принципах философии и психологии гуманизма и креативно-педагогической парадигмы.
В практическом воплощении педагогической системы профильного естественного креативного обучения является изменение роли учителя и преодоления им комплекса «безраздельной и безусловной власти» над учеником на уроке. В связи с этим, целесообразно определить новые функции и задачи учителя, от осознания которых и системных действий будет зависеть качество обучения.
Итак, сделаем определенные выводы.
1. Педагогическая система профильного естественного креативного
обучение — это совокупность органически связанных методов, форм, приемов и средств, создает условия учебно-исследовательской и научно-технического творчества учащихся и формирование их как креативных личностей профессионально ориентированных на творческую деятельность в области науки, техники, медицины, педагогики и т. д..
2. Педагогическая система профильного естественного креативного обучение по сравнению с нормативной имеет принципиальные отличия и существенные преимущества, поскольку обязательно учитывает мотивы, потребности, интересы, склонности учащихся старших классов и учитывает запросы современного общества страны и тенденции мирового развития.
3. Применение педагогической системы креативного педагогического обучения — это практическая реализация принципа гуманизации и демократизации, создают условия дифференциации, индивидуализации обучения, в результате чего
создаются условия предоставления творческой свободы ученика, выбора способов и средств деятельности и, в конце концов, их личностных самореализации. В условиях креативного подхода формируется целостная самодостаточная мотивирована личность с творческим мышлением, с творческими умениями и навыками с выбранного профиля и высокой общей культурой мышления и поведения.
4. Учитывая многолетний педагогический опыт и последствия широкого внедрения педагогической системы профильного естественного креативного обучения в средних учебных заведениях страны, считаем целесообразным ее дальнейшее совершенствование.

Ещё поделка  Проблемы этической воспитанности подростков

Сологуб А. И.

Похожее ...

Добавить комментарий