Проблемы этической воспитанности подростков

0051-051-Eticheskoe-vospitanie

Проблемы этической воспитанности подростков

Изучение проблемы этической воспитанности предусматривает определение базовых понятий, как «этика», «мораль», «воспитанность», «нравственная воспитанность», каждое из которых имеет свой смысл, структуру.
Этическая воспитанность подростков зависит от того, на основе которой этики и морали он воспитывается. Понятие «этика» и «мораль» этимологически и содержательно подобные, однако имеют свою специфику.
Большинство исследователей рассматривает этику как составляющую философии. И. Канту принадлежит заслуга в определении положений гуманистической этики, согласно которой человек рассматривался как высшая ценность, цель, а не средство, что обусловило требования уважать достоинство человеческой личности.
В педагогическом словаре понятие «этика» (от греч ethika — то, что касается морали) раскрывается как философская наука, изучающая мораль, выясняет ее место в системе общественных отношений, исследует моральные категории, с помощью которых выражаются моральные принципы, нормы, оценки, правила поведения и т. д.. Этика изучает и выясняет место морали в системе общественных отношений, исследует моральные категории с помощью которых раскрываются нравственные принципы, нормы, оценки, правила поведения и тому подобное.

Мораль является многоаспектной сферой жизнедеятельности человека, в которой взаимосвязаны различные социально-исторические, общекультурные, психологические и другие стороны. Она всегда определяет по существу необходимый порядок вещей, идеальное состояние, к которому надо стремиться. Содержание морали предполагает наличие идеала, образца для подражания, образ которого изменяется в историческом времени и социальном пространстве.
Мораль в соответствии с философской традиции является ведущей формой общественного сознания, феноменом человеческого бытия и неотъемлемой его частью, показателем социальности человека. Это система ценностей, которые имеют универсальный и общечеловеческий характер, способ нормативной регуляции общественных отношений. Мораль «универсальная общественная форма человеческих взаимоотношений, которая существует изначально и делает эти отношения».
Учитывая авторитарной этики, нормативно-ценностные основы морали существуют в виде общепризнанных и объективных законов. Особенность нравственных законов заключается в единстве двух противоположных аспектов: добровольно-личностного и объективно-универсального. В них представлены в единстве идеальное и деятельностное, личностное и общественное, свобода и всеохватность. Соблюдение законов морали не означает подражания априорно-императивных, теологических положений, а предусматривает возможность признания общего как собственного; свободного морального выбора, который тем шире, чем выше степень свободы личности. Гуманисты всячески противостояли rjynhjkz морали, ее контроля обществом. В частности А. Швейцер считал, что этика перестает быть этикой, как только она начинает выступать от имени общества. Этика может реализоваться только в индивидуальном выборе.
Ученые раскрывают закономерности нравственного воспитания, выясняют взаимосвязи и взаимозависимости, обнаруживают внутренние механизмы этого процесса. Они рассматривают нравственное воспитание как одно из непременных условий развития личности и считают это объективной потребностью прогресса всего общества.
Великие педагоги разработали основы нравственного воспитания. Этика поведения человека и взаимоотношений складываются не стихийно, а формируются в ходе учебно-воспитательного процесса. Большую роль в воспитании нового человека играет школа и внешкольное учебное заведение. Ведь именно здесь у воспитанников закладываются основы мировоззрения и морали, производится характер и убеждения, отношение к труду, к коллективу, к собственному «Я».
Нравственное воспитание предполагает сознательное и систематическое формирование: этических знаний, нравственных ценностей и качеств; способности жить в соответствии с нормами и принципами морали. Нравственное воспитание ученые толкуют как формирование:
1) морального поведения и моральных качеств;
2) моральных ценностей;
3) нравственной культуры;
4) нравственной воспитанности. При этом существуют когнитивный, эмоционально-ценностный, мировоззренческий, деятельностный и целостный подходы к организации нравственного воспитания.
В своем исследовании И.Назарко считает, что нравственное воспитание школьников — это целенаправленный и систематический процесс взаимодействия воспитателя и воспитанников с целью формирования этической воспитанности личности на основе нравственных ценностей и отношений.
Нравственное воспитание неразрывно связано с родным краем, ведь оно включает и национальные компоненты: знание истории своего народа, национальных традиций помогает человеку найти свое место в общественной и личной жизни, осуществляется на культурно-историческом опыте народа, на его традициях, обычаях и обрядах, которые впитали в себя лучшие нравственные достижения своего народа.
Итак, нравственное воспитание — это целенаправленный процесс, который включает в себя этическую просвета — знакомство и овладение детьми нравственными категориями, ценностями, принципами, правилами, принятыми в обществе. Целью нравственного воспитания является воспитание основ морально-ценностного отношения к миру, людям, себе в соответствии с правилами и нормами гуманистической морали. В процессе нравственного воспитания воспитанники должны усвоить нормы и правила гуманного поведения в семье, школе, общественных местах, ознакомиться нормами этикета и правилам в процессе общения с другими людьми.
Формирование этической воспитанности у подростков предполагает улучшение ее жизни и помыслов выше смыслами в отношении к собственной жизни, жизни других людей, природе, Родине; осознании собственной ответственности за принимаемые решения; утверждение добра, красоты, справедливости, толерантности в собственном поведении.
Система нравственного воспитания подростков базируется на системе нравственного воспитания, построенной на этической взаимодействия структурных компонентов учебно-воспитательного процесса. Эта модель состоит из трех взаимосвязанных составляющих:
1) этического урока с сюжетно-игровой канвой и инновационной технологии, обеспечивающей построение этического диалога с детьми в соответствии с их возрастными особенностями;
2) методики «этического заряда», которая побуждает к решению конфликтных ситуаций;
3) обще коллективной воспитательной деятельности с этической направленностью.
Нравственное воспитание — это целенаправленное формирование у детей нравственных норм, формул общения и правил поведения, принятых в обществе по отношению к внешнему проявлению их во взаимоотношениях между людьми (внешняя обрядность в обществе).
Результатом процесса воспитания является воспитанность. Воспитанность — это результат стихийно жизненных и целенаправленных усилий личности, а также содействие ему других сторон (семьи, педагогов, общества). Она формируется интенсивно под воспитательными воздействиями. Сердцевину воспитанности составляют духовные качества, определяющие нравственную культуру питомца, уровень этической воспитанности, которая призвана способствовать образованию, обучению и развитию, а также со временем самосовершенствованию (самообразованию, самообучению, саморазвитию).
Этическая культура оценивает человека с точки зрения его поведения в социуме, нравственного здоровья, богатства духовной жизни. Пути воспитания этической культуры у подростков определяются через моральные и этические потребности, образование во всех ее формах и уровнях, этический профессионализм. Процесс воспитания этической культуры чрезвычайно сложный и длительный. Главным назначением этической культуры является накопление, развитие и совершенствование всех факторов, окультуривают жизни человека, создание атмосферы гуманности, содействие развитию творчества личности.
На сегодняшний день развитие нравственной культуры является основной образовательной целью, способствует развитию культуры мышления, культуры общения, культуры поведения. Этическая воспитанность формируется в процессе обучения через усвоение этических норм, ценностей, психо- лого- педагогических закономерностей, в процессе воспитания этической культуры.
Итак, на основе вышесказанного, этическая воспитанность понимается нами как комплекс личностно-нравственных качеств, которые приобретаются подростками течение учебной деятельности в процессе формирования знания и осознание гуманистических ценностей; выявление сущности нравственных коллизий в различных жизненных ситуациях, прогнозирования результатов своих действий; умение решать конфликты, понимать чувства и потребности сверстников; ответственность за свои поступки перед обществом.
Формирование нравственных ценностей у подростков — сложный и многогранный процесс, основой которого является привитие индивиду гуманистических качеств, системы мировоззренческих координат, высших целей и соответствующих им поведенческих норм.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Амплификация проблемы социального интеллекта педагога

Похожее ...

Добавить комментарий