Подготовка воспитателя к наблюдению

Подготовка воспитателя к наблюдению

Подготовка воспитателя к наблюдению

Во время подготовки к наблюдению воспитатель должен четко представлять программу: какие обучающие, развивающие и воспитательные задачи будут реализовываться в процессе наблюдения. Учебные задачи предусматривают формирование конкретных представлений об объектах природы, связи между ними. Развивающие задания направлены на развитие психических процессов, на которых акцентируется внимание во время проведения наблюдений. Воспитательные задачи направлены на формирование у детей отношение к природным объектам.
Успех в проведении наблюдения зависит от того, какие условия будут созданы для этого. При выборе места для наблюдения в естественных условиях важно выбрать такой объект, в котором наиболее полно выявлены те качества, на которые хочет обратить внимание воспитатель, например, группу деревьев, в которых наиболее ярко выраженные признаки золотой осени. Также следует продумать, как разместить детей. Летом нужно размещать детей в тени, чтобы предотвратить утомление и виникновения негативных эмоций.
Для проведения наблюдений за мелкими животными в комнате важно соответственно подготовить объект. Например, не рекомендуется кормить животных перед проведением наблюдения, чтобы они лучше проявили свои привычки в необычных условиях. Чтобы заставить животных выявить характерные черты поведения, следует подготовить не только еду, но и дополнительное оборудование. Например, острые когти кошки, тонкий нюх, ловкость можно легко продемонстрировать детям, давая кошке мясо, завернутое в бумагу и привязано к нити. Кошка прыгает, услышав запах мяса, раскрывает когти и разрывает бумагу.
Для того чтобы показать ежика, его мордочку, лапки, способность ежика плавать, надо внести таз с водой и пустить ежика в воду.
Слова, которыми воспитатель называет действия животных, должны быть правильно подобраны — кролик прыгает, а не бегает, кошка хлещет, а не пьет молоко. Особенно тщательно нужно подбирать слова для определения эстетических свойств объектов, чтобы они вызывали у детей эмоциональную чувствительность.
Во время проведения наблюдений надо разместить детей так, чтобы всем было хорошо видно объект.
Воспитатель должен обдумать весь ход наблюдения, приема, которые целесообразнее использовать для активизации познавательной деятельности детей.
Приёмы активизации познавательной деятельности детей в процессе наблюдения
Основным методическим приемом руководства восприятием детей в процессе наблюдения есть вопросы. Продумать и сформулировать вопрос к последующего наблюдения — самый ответственный момент в подготовке к наблюдению. Правильно подобранные вопросы должны быть той логической лесенкой, по которой движется мысль ребенка. Каждый вопрос должен содержать конкретную мысль, доступную пониманию детей, в нем должно быть учтено и их предыдущий опыт. Вопросы должны побудить дошкольников к активному восприятию, усвоению нового, максимально активизировать деятельность ребенка.
Характер вопросов, их сложность зависят от возраста детей. В группах младшего дошкольного возраста вопрос воспитателя направлены преимущественно, на определение свойств и качеств объектов: Какого цвета? Что делать? Что ест? (Преимущественно репродуктивные). Вопросы, касающиеся определения зависимостей между явлениями, в этих группах еще ограничены.
В группах детей старшего дошкольного возраста количество вопросов, направленных на определение зависимостей между явлениями в природе (то есть поисковых, проблемных), увеличивается. Например, почему весной на снегу образуется ледяная корочка? Почему на улице снег растаял, а в саду еще лежит? др. Нахождение ответов на следующие вопросы активизируют мнению детей, вызывают интерес к явлениям, которые наблюдаются, однако не всегда дети сами могут найти правильный ответ. В таких случаях используется пояснення. Оно направлено на более глубокое восприятие тех сторон объекта или явления, которые важны для усвоения знаний. А. П. Усова справедливо считала, что объяснение воспитателя помогают открывать детям то, что нужно видеть и как надо видеть.
В младших группах объяснения короткие, они касаются того, что непосредственно видят дети. Например: Голубь полетел в голубятню. Это домик, где живут голуби.
Помощь для детей старшего дошкольного возраста должны подводить детей к установлению зависимостей, обобщений. Например, объясняя детям роль защитной окраски у насекомых, воспитатель подводит детей к обобщению, что такой окрас помогает насекомым избежать опасности, сохранить жизнь.
Во время наблюдений, кроме объяснений, можно применить рассказ. Воспитатель рассказывает о том, что ребенок не может непосредственно увидеть. Например, рассматривая с детьми подготовительной группы муравейник, воспитатель рассказывает, что сверху видно только часть муравейника. Муравьи живут глубже, под землей. Видите эти ходы? Они ведут под землю. Там муравьи построили много ходов, коридоров. В них живут муравьи, их личинки, куколки.
Важное значение в руководстве наблюдениями имеет сравнение. Оно позволяет сформировать более четкие представления. Исследование, проведенное К. И. Золотов, свидетельствует о том, что на всех этапах познания использования сравнения обеспечивает формирование более полных и точных представлений. Детей нужно научить сравнивать разные явления. Для этого важно так поставить перед детьми познавательную задачу, чтобы решение его было невозможно без использования сравнения. Например: чем отличается, что общего?
К. И. Золотов выделено несколько этапов в развитии умения пользоваться сравнением.
На первом этапе дети ориентируются на внешние яркие признаки и сравнивают только их. Например, за контрастными признаками легко находят отличие в строении тела кошки и кролика.
На втором этапе находят различие по менее контрастными признаками, но при анализе ориентируются, как правило, на одну наиболее характерный признак.
На третьем этапе осуществляется переход детей к более высокому уровню в использовании сравнений. Дети умеют сопоставлять не только резко контрастные, но и похожи друг на друга объекты.
Принимая во внимание поэтапность развития у детей дошкольного возраста умения сравнивать, можно установить последовательность организации наблюдений с детьми разного возраста. В младшей и средней группе сравнительные наблюдения лучше проводить по знакомым объектами на однородном, но контрастном материале.
Старшие дошкольники могут устанавливать не только резкие различия объектов, но и находить общее в подобных объектах. Необходимо параллельно учить детей сравнению с отличием и сходством. Способы сравнения могут быть разными. Кроме сопоставления в процессе наблюдения (чем похожи, чем отличаются), можно использовать сравнение по иллюстрациями, игрушками, а также по памяти.
Таким образом, сравнение помогает активизировать умственную деятельность детей через нахождение существенных признаков, выделение связей, зависимостей, а это, в свою очередь, развивает у детей интерес к природе, любознательность, желание познавать новое.
В группах старшего дошкольного возраста игровые приемы используются реже, так как внимание детей во время наблюдений содержится в основном за счет новизны, познавательной насыщенности. Игровые приемы, используемые в этих группах, построенные на состязательности: «Кто первый найдет среди деревьев липу», «Кто первый заметит появление бутона или цветка», «Кто больше назовет признаков определенного объекта».
Использование в наблюдениях фольклора (загадок, примет, легенд) делает их более четкими и конкретными. Пословицы, поговорки, загадки подчеркивают особенности наблюдаемого предмета: «Нос длинный, а голос звонкий (комар)».
Реже используется в процессе наблюдений выполнения практических задач, предложенное в исследовании Г. И. Васильевой. Выходя на прогулку, воспитатель предлагает детям проследить за муравьями и рассказать, что они несут в муравейник. Это стимулирует детей на поиск вопросов, которые возникают.
Важным условием успешного проведения наблюдений является включение в обследование объекта различных анализаторов. Чем больше органов чувств будет участвовать в восприятии, тем полнее, ярче будет представление о предмете. Надо дать ребенку возможность не только увидеть предмет, но и почувствовать его на ощупь, понюхать, послушать.
Наблюдение необходимо проводить эмоционально, применять для описания яркие сравнения «воробьи, как будто в серые свитера оделись», «синичка нарядная, в желтой рубашке, черном галстуке». В ходе наблюдения дети должны почувствовать отношение самого воспитателя к объектам природы. Например, каждый раз, когда воспитатель обращает внимание на появление у цветов красавца шмеля, у него должны найтись добрые слова, которые заинтересуют детей: «Посмотрите, кто прилетел к нам в такой хорошей пушистой шубке. Ну, Джмелик, поищи, что наши дети приготовили тебе на обед».
Методика руководства наблюдениями едина как в повседневной жизни, так и на занятиях. Наблюдение в повседневной жизни меньше по объему познавательного материала, они проводятся по постепенными изменениями в природе в любое время года. Объем материала, необходимый для усвоения детьми, определяется программой детского сада: это ознакомление с явлениями неживой природы, растительным, животным миром, трудом людей в природе в разные сезоны.
Следует решительно устранять наиболее существенные недостатки в организации наблюдений в природе, как информационная бедность, уменьшенная умственная активность детей и, как следствие этого, недостаточная комплексность в выполнении задач ознакомления с природой.
Потребность использования иллюстративного материала во время ознакомления дошкольников с природой обусловлено особой привлекательностью иллюстративного материала для дошкольников и характером их образного мышления.
Рассматривания картин, иллюстраций в работе с дошкольниками помогает решать различные задачи, первую очередь уточнять, закреплять знания о природных объектах, обогащать их. Наблюдения в природе, например с насекомыми, не всегда позволяют рассмотреть детали в связи с небольшими размерами и пугливостью некоторых представителей. Восприятие статического изображения на картине, таблицы создает условия для уточнения детских впечатлений.
Рассмотрению иллюстративного материала принадлежит значительная роль в обогащении существующих у детей впечатлений об объектах природы. Животные на иллюстрациях подаются в естественном окружении, что позволяет показать детям связи животные условиям среды.
Иллюстративный материал является средством формирования представлений о природных объектах в тех случаях, когда нельзя показать их детям в реальном виде. Например, домашних животных в условиях большого индустриального города.
Иллюстративный материал является одним из лучших средств, который побуждает к разговору молчаливым детей. Он словно приближает объект к ребенку, делает его более понятным и вызывает речевую активность дошкольников.
Важное значение имеет иллюстративный материал в воспитании эстетических чувств, формировании гуманного, бережного отношения к родной природе.
Наряду с этим необходимо четко осознавать, что изображение на картине не дает полного представления о предмете за того, что оно:
а) плоское, а предмет имеет объем;
б) изображено почти всегда в той величине, что и реальный предмет;
в) иногда лишено цвета или не всегда полностью совпадает по цвету с натуральными предметами;
г) неподвижно показывает предмет в одном положении, не дает представления о характерных движения, звуки.
В восприятии изображения участвует один зрительный анализатор.
В формировании же целостного образа реального предмета ведущая роль принадлежит взаимодействию анализаторов.
Значит, надо прежде всего заботиться о создании у детей правильных представлений с помощью методов, обеспечивающих непосредственный контакт с реальными объектами природы, а обогащение, уточнение и закрепление знаний следует проводить с использованием иллюстративного материала.
Требования к иллюстративного материала, его использование
Иллюстративный материал, изображающий природные объекты, должно вызывать у детей чувственные образы, близкие к восприятию действительности, то есть они должны быть выполнены реалистично. Животные и растения должны быть показаны в естественных условиях существования. Этим требованиям соответствуют картины известных анималистов, мастеров кисти А.Комаров, В. Ватагина.
Для ознакомления с природой используется иллюстративный материал, который можно классифицировать по следующим видам:
а) предметные картинки, то есть такие, на которых изображены определенный предмет;
б) сюжетные, на которых показано несколько предметов в определенной связи;
в) художественные картины — репродукции известных мастеров кисти И. Левитана, И. Шишкина, В. Бакшеева, А. Грицая и др.
Во время ознакомления дошкольников с природой широко применяются дидактические картины, выданные для школ, например серия картин «Мир животных» (автор А. А. Яхонтов).
Используется также книжная графика — иллюстрации Е. Чарушина, Ю. Васнецова, Ф. Ярбусова, М. Устинова и др., Которую демонстрируют детям преимущественно в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы.
Для индивидуальной работы с детьми, а также работы с небольшими группами детей в детских садах подбирают разнообразные иллюстрации, открытки, которые для удобства использования раскладывают в отдельные папки по разделам: неживая природа, растения (лесные, луговые, водоемов, декоративные цветочные, культурные), животные (моллюски, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, домашние и дикие звери).
Рассмотрение иллюстративного материала проводится в процессе повседневной жизни и на занятиях.
Учитывая большой интерес детей к картинке, а особенно к изображению животных, нужно проводить их рассмотрение индивидуально или с небольшой группой детей утром, во время приема, на вечерней прогулке. Рассматривания картинок может быть средством проверки знаний детей, обогащение их, обобщения, развития речи. Очень тянутся к рассмотрению Иллюстраций дети с выраженным познавательным интересом к природе, и такая индивидуальная работа с ними способствует их дальнейшему развитию. Интересные для рассмотрения книги «В нашем дворе» с иллюстрациями Е. Чарушина, «Малышам детям о детях зверюшек» и др.
Рассмотрение иллюстраций в книгах проводят по-разному: иногда полезно рассмотреть их к чтению, для того чтобы создать у детей зрительный образ тех предметов, явлений, о которых пойдет речь. В остальных случаях достаточно просмотра иллюстраций во время чтения книги. Иллюстрации рассматривают и в процессе беседы о прочитанном.
Для работы с детьми раннего возраста и первой младшей группы лучше использовать предметные картинки, иллюстрации с изображением немногих объектов. Рассмотрение этого иллюстративного материала (петух, курица, заяц, медведь и др.) Проводится на занятиях и в посякденному жизни, и основная его цель — научить детей познавать изображенное на картинке, называть его.
Во второй младшей группе картины чаще всего используют для уточнения и конкретизации представлений, их закрепление. Так, после наблюдений за кошкой дети рассматривают картину «Кошка с котятами». Воспитатель учит детей познавать животное, называть характерные ее признаки (размер, цвет шерсти), части тела (глаза, уши, хвост, ноги), некоторые действия (спит, играет, хлещет). Организуя рассмотрение сюжетной картины, воспитатель использует детский опыт, близкий к содержанию картины, ставит детям следующие вопросы: «Кто нарисован на картине? Как вы узнали, что это котенок? Какого цвета шерсть у кошки? У котят? Какого цвета шерсть у кошки, которая живет в вашем доме? Чем заняты котята? Что делает серый котенок? Что делает котенок, который лежит у кошки? Как вы думаете, голодное оно или нет? Почему спит? Слышали ли вы, как ходят котята? Почему они ходят тихо? »В конце занятия воспитатель сам рассказывает по картинке.
Для рассмотрения в младшей группе можно использовать картины «Собака со щенками», «Куры».
В средней группе рассматривание картин направлено на расширение знаний детей. С детьми рассматривают картины «Кролики», «Утки и гуси», «Волк», «еж», «Белка». Это позволяет вывести детей за пределы непосредственного опыта. Рассматривания картин используется также для систематизации и обобщения знаний детей. Например, в средней группе можно использовать картины в сочетании с рассказом воспитателя для расширения и систематизации знаний о жизни диких животных в лесу.
Воспитатель: «Сегодня я расскажу вам о том, как звери зимуют. Каких вы знаете зверей, живущих в лесу? (Демонстрируется картина «Зайцы»). Зайцы зимой одевают белые шубки. А для чего? На белом снегу зайчика не видно. Когда есть захочет — поест веточек. Зайчики пугливые, все время оглядываются. А кого они боятся? Да, они боятся волка, лису (демонстрируется картина «Лиса»). Вот лисичка в рыжей теплой шубке бежит по снегу и нюхает, где тут спрятался зайчик или мышка. Лиса имеет хороший нюх. Она слышит, где под снегом мыши прячутся, и ловит их. Этим она и приносит пользу. А посмотрите, где зайчик спрятался. Он белый, и его почти не видно. Как вы думаете, найдет его лиса?
А вот волки (вывешивает картину «Волки»), они зимой очень голодные. Волки сильные, быстро бегают и могут нападать на лошадей и на людей. Кого они догоняют? Как вы думаете, могут ли они догнать лошадей?
Еще в лесу живет белка (демонстрируется картина «Белка»). О том, как живет белка в лесу и что он ест зимой, вы сами расскажете, поскольку видели белочку ».
В конце занятия можно задать вопрос: Почему звери не мерзнут зимой? Чем покрыто их тело? Почему у зайчика, белки меняется цвет шубки?
В старших группах картины можно использовать для уточнения представлений, формирования понятий в процессе беседы с картиной. Для систематизации знаний на основе опыта хорошо использовать сравнения. До занятия подбирается серия картин, например, о насекомых «Стрекоза», «Боярышницы», «Солнышко». Сначала организуется рассмотрение, затем сравнение, выделение общих и отличительных особенностей в строении. Дети приходят к выводу, что у всех насекомых шесть ног, есть крылья, усики, голова, брюшко. А отличаются тем, что у бабочек на крыльях чешуйки, у жуков крылья твердые, у бабок — прозрачные, с сеточкой жилок.
Рассмотрение пейзажа на картине следует проводить после наблюдения за подобными явлениями природы. При демонстрации картины детям предлагают сравнить изображенное на картине с тем, что они видели в природе.
Понять настроение картины (пейзажа) помогают такие вопросы к детям: «Веселая или грустная эта картина? Почему вы так думаете? Какие краски нужны были художнику, чтобы показать это? Почему художник так назвал свою картину? »
При рассмотрении пейзажа нужно объяснительное слово воспитателя. Оно должно быть лаконичным, образным. Более глубокому восприятию пейзажа способствуют поэтическое слово и музыка.

Ещё поделка  Особенности организации развивающего обучения дошкольников в процессе ознакомления с окружающей средой

Похожее ...

Добавить комментарий