Особенности организации развивающего обучения дошкольников в процессе ознакомления с окружающей средой

развивающее обучение дошкольников

развивающее обучение дошкольников

Процессы гуманизации и демократизации общества непосредственно связаны с соответствующими преобразованиями современного образовательного пространства. Его целевая направленность предполагает привлечение молодежи к общечеловеческим и национальным культурным ценностям через усвоение системы научных знаний о природе и обществе и овладения мировоззренческими, нравственными, эстетическими представлениями и общественно значимой поведением. В этой связи существенная роль отводится дошкольном образовании.
У ребенка-дошкольника закладываются начальные мировоззренческие представления, гуманистические ценности, формируются способы культурного поведения.

Традиционный учебный процесс имеет преимущественно эмпирико-утилитарную направленность содержания обучения. Такое обучение осуществляется с помощью наглядного показа детям образцов определенных действий, которые усваиваются путем прямого подражания. Анализ педагогической практики и эмпирических данных свидетельствует, что в повседневной жизни ребенок воспринимает новые объекты окружающей среды и стремится их познать в сущностных показателях. Но ее непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного анализа полученных фактов, обобщение, установление связи между ними. Поиск дошкольником причины явлений часто бывает безрезультатным. Это естественно, ведь установить постоянные и необходимые отношения и связи между явлениями ребенок самостоятельно не может. Как показывают экспериментальные данные, неуправляемость процессом научно-практического овладения старшими дошкольниками объектами природно-предметного окружающей среды приводит к формированию у них недостаточно осознанных и необобщенных знаний, которые не могут быть основой для рационального решения практических задач.
В отличие от традиционного, развивающий тип обучения предполагает усвоение научного содержания, системы понятий и способов их получения. Определено, что становление понятий — это процесс формирования определенной операционной системы. При этом учебная деятельность имеет организовываться в соответствии со способом происхождения научных понятий. Овладение дошкольниками объектами природно-предметного окружающей среды имеет важное значение для умственного развития ребенка. Однако в практике обучения ситуации, приемы умственной деятельности не являются предметами непосредственного усвоения, а формируются только при усвоения знаний и за недостаточного управления со стороны взрослого.
Развивающий тип обучения дошкольников предусматривает организацию процесса научно-практического овладения объектами природно-предметного окружающей среды. Последний фиксирует и процесс усвоения научных знаний об объектах природно-предметного окружающей среды, и формирование умения целесообразно
использовать их для решения различных по содержанию и структуре практических задач, то есть приобретение полноценного научно-соответствующего опыта. Относительно природных объектов используется понятие «овладение существенными свойствами». В культурных предметах, как правило, различают два вида свойств, которые содержат определенные знания: системные свойства и свойство системы.
Системные свойства — это функциональные признаки, по которым характеризуются компоненты системы. С помощью этих функций как и свойств, характеризующих каждый компонент, объясняется происхождение объекта (изготовление, возникновение). Свойство системы — это свойство, которая порождена совокупностью системных свойств, то есть конструктивный признак объекта, или функция. Конструктивная признак связан с его использованием, практическим функционированием. Происхождение, изготовление, объяснение предмета согласно деятельностной логикой является обобщенным способом действий, который объясняет его генеза. В то же время можно говорить о способе применения предмета. Это конструктивный признак, или свойство системы в действии.
Речь идет об обобщенном способ действия (научное понятие, фиксирующее этот обобщенный способ действия) именно потому, что на его основе изготавливают, конструируют или объясняют не один, а ряд подобных предметов. Этот способ и порождается всеми отдельными функциональными свойствами. Отдельные функции (функции составляющих) — это операции, из которых состоит обобщенный способ действия. Заметим, что в природных объектах (как объектах познания) обобщенный способ открытия их функции бывает тождественным способа их использования, то есть способа, на основе которого решаются практические задачи (например, открытие текучести совпадает со способом использования этого свойства воды). В культурных объектах совпадение между обобщенным способом открытия функции (как научного знания о предмете) и способом использования этого предмета, то есть практического применения функции, отсутствует.
Поскольку научные знания фиксируют особенности как процессов, так и способов действий, тождественны существенным свойствам, то содержанием познания природно¬предметного окружающей среды имеются существенные свойства природных и искусственных материалов, предметов. Переход ребенка от чувственной формы знания к понятию обеспечивается не статической наглядностью, которая наиболее адекватно демонстрирует только внешние стороны объектов познания, а моделированием. Основное назначение моделей и моделирования в учебной деятельности связано с реализацией познавательной функции — быть средством получения новых знаний. Выяснено, что модели и моделирования является средством отображения внутренних связей и отношений объектов природно-предметного окружающей среды.
Научное овладение старшими дошкольниками объектами природно — предметной среды должно начинаться с осознания существенных свойств конкретных объектов, а дальше должно происходить их обобщения до уровня понятия, то есть научного знания об этом свойстве. Отметим, что формирование у детей дошкольного возраста научных знаний о существенных свойствах объектов природно-предметного окружающей среды возможно при условии учета познавательных возможностей наглядно-образного мышления детей. Суть этого замысла заключается в том, чтобы, сохраняя характерную для детей активность наглядно-образного мышления в обучении, последовательно организовывать и направлять познавательный процесс на осознание именно того содержания действий, которые могут выполнять воспитанники и отвечающие определенному понятию. В нашем исследовании образно-логическое мышление, которое является промежуточным видом между наглядно-образным и абстрактно-логическим (понятийным мышлением). Результатом образно-логического мышления является обобщенное процессуальное представление, которое по своему содержанию приближается к научного понятия, а по форме сохраняет еще черты подвижного (динамического) образа.
Итак, по выявленным возрастных умственных возможностей утверждаем возрастное новообразование — обобщенное процессуальное представление как коррелят научного понятия. Именно оно является показателем больших возрастных возможностей детей старшего дошкольного возраста и отсутствует в традиционном образовательном процессе дошкольного учебного заведения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Показатели общепознавательного развития ребенка 

Похожее ...

Добавить комментарий