Организация творческих пространств для одаренных детей в условиях внешкольного образования

Организация творческих пространств для одаренных детей

Организация творческих пространств для одаренных детей

Проблема одаренности не является новой ни для психологии, ни для повседневной практики. Во всех отраслях образования действуют и постоянно совершенствуются современные модели учебно-воспитательной работы, направленной на развитие творческих способностей подрастающего поколения.
В настоящее время творческая и креативная личность является не уникальными явлением, а необходимостью для конкурентоспособного существования в современном мире. Поэтому проблема одаренного ребенка переживает новый пик актуальности, соответственно главной задачей системы образования является создание не только условий для формирования и развития творческой и креативной личности, а обеспечить оптимальную жизнетворческую атмосферу.
Именно внешкольное учебное заведение дает своим воспитанникам специальные знания и навыки из тех сфер деятельности, которые не охвачены школьной программой, и создает условия для развития творческого потенциала личности.

Цель статьи — проанализировать особенности учебно-воспитательного процесса внешкольного учебного заведения, выступает центром формирования и развития личности.
Внешкольное образование — составная системы непрерывного образования, направленная на обеспечение творческого, интеллектуального, духовного развития детей и молодежи. Приоритетной задачей этого звена образования является обновление и модернизация учебно-воспитательного процесса: создание условий для занятости детей в свободное время. Внешкольным учебным заведениям принадлежит важная роль в формировании нового поколения творческой элиты государства.
Система внешкольного образования и воспитания, безусловно, является частью неформального образования, что нашла широкое применение в сфере образования.
Педагоги многопрофильного внешкольного заведения целенаправленно работают над созданием инновационной среды в системе внешкольного образования, является путем к креативного развития личности. Это послужило основой для формирования в внешкольном образовательном пространстве творческой среды для одаренных детей. Особое значение придается обобщению перспективного педагогического опыта коллективов и творческих групп и разработке новых подходов, методик и технологий.
Основными направлениями научно-методической работы педагогического коллектива Центра являются:
— Создание эффективной системы работы по проблеме формирования творческих способностей детей и учащейся молодежи в внешкольном образовательно-воспитательном пространстве;
— Совершенствование социально-педагогической модели заведения, как комплексного внешкольного учебного заведения;
— Организация методического и психологического сопровождения деятельности внешкольных учебных заведений.
Педагогическим коллективом учреждения сформирована система работы по развитию творческих способностей воспитанников, формирование у них устойчивой внутренней мотивации к творческой деятельности, обогащения опыта коммуникативно-творческой деятельности, формирование положительной «Я-концепции» личности. Указанное способствует не только самореализации воспитанников в выбранных ими видах учебно-творческой деятельности, а и их профессиональному самоопределению и социальной адаптации.
Современное внешкольное образование является именно тем образовательно-воспитательным пространством, где дети имеют возможность постоянно реализовывать приобретенные во время занятий по интересам знания.
Теория внешкольного образования должна постоянно находиться в органическом единстве с практикой, поскольку основывается на ней, обобщает ее и обосновывается ней. Теорию и практику учебно-воспитательной работы сочетает методика, направленная на обобщение перспективного педагогического опыта, способов, приемов целесообразной реализации задач внешкольного образования, как во внешкольных учебных заведениях, так и в других социальных учреждениях.
Учебно-воспитательный процесс Центра внешкольной работы обеспечивается высококвалифицированным и творческим педагогическим коллективом, психологом и комплексом учебно-методических и воспитательных программ и мероприятий. Социально-педагогическое сопровождение учебного процесса в ВШО в целом предусматривает системное взаимодействие субъектов учебного процесса, в результате которого ребенок овладевает искусством самостоятельно решать творческие задачи.
Система психологической поддержки в ВШО включает работу как с учащимися так с педагогическим коллективом и построена на основе принципов компетентности, поэтапности, дифференциации и индивидуализации личностной ориентации. Главная цель психологического сопровождения воспитанников Центра связана с перспективным направлением их деятельности и ориентирована на максимальное содействие личностному и профессиональному развитию.
Для удобства работы с одаренными детьми и учащейся молодежью создан банк данных союза творчески одаренных детей (стод), что предполагает общение детей города и обмен опытом. Именно Стод в определенной мере «банком талантов» нашего города.
Обеспечением оптимального климата в процессе обучения занимается психологическая служба учреждения и педагогический коллектив. Деятельность психологической службы направлена ​​на психологическое сопровождение образовательного процесса, поддержку деятельности педагогического коллектива, который работает над проблемой создания инновационной среды в системе дополнительного образования, как путь развития креативной личности.
В основе деятельности педагогов лежит принцип человекоцентризма, внимательное отношение к каждому участнику образовательного процесса: детей, родителей, педагогов. ВШО охватывает представителей всех возрастных категорий, кроме дошкольного возраста, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности детей.
Руководители кружков являются участниками постоянно действующих психолого-педагогических семинаров-практикумов, где рассматриваются проблемы использования интерактивных технологий обучения и создания ситуаций успеха на занятиях.
Каждый маленький создатель мечтает зажечь искорку удивления в глазах зрителя и как полученное удовольствие от собственного творческого открытия, ребенок имеет возможность сделать выставку собственных картин, изделий из бисера, соленого теста, бумагопластики, мягкой и природного материала. Именно для этого каждый месяц проводятся тематические выставки достижений кружковцев, и все родители и гости нашего заведения могут приобщиться к творческому процессу детского таланта.
Центр внешкольной работы — это многопрофильное учебное заведение, охватывает следующие направления: эколого-натуралистический; научно-технический, туристско-краеведческое, военно-патриотический, социально-гуманитарный, художественно-эстетическое.
Неотъемлемым условием работы ВШО является привлечение к творческому процессу большинства детей города — это задача выполняется путем охвата руководителями кружков всех школ города.
Результатом образовательного процесса являются практические профильные и социальные компетенции одаренных детей ВШО. Таким образом деятельность учреждения направлена ​​на создание воспитательного пространства для детей и молодежи в городе, стимулирование развития природных наклонностей и творческих способностей воспитанников.
Так что к творческой деятельности ребенка может побудить, как внешняя среда, так и создание соответствующего психоэмоционального, жизнетворческого климата. Это обеспечивается путем сотрудничества педагога с ребенком по закону от сердца к сердцу. Без любви к детям не может быть самого учителя.
Результаты анализа деятельности внешкольных учебных заведений позволяют утверждать, что научно-методическая работа является той фундаментальной социально-педагогической и социокультурной условием, которое обеспечивает оптимизацию учебно-воспитательной, организационной и методической работы. Модернизация целей, задач и содержания научно-методической деятельности педколлективов внешкольных учебных заведений должно стать одним из главных средств повышения качества дополнительного образования в регионе.
«Воспитатель, не сжимает, а освобождает, не подавляет, а возвышает, не мнется, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает с ребенком много вдохновенных минут», — так говорил Януш Корчак.

Ещё поделка  Ознакомление детей с различными временами года

Похожее ...

Добавить комментарий