Организация предметно-игровой среды для детей раннего возраста

detskiy-nabor-doktora-veterinarnaya-miniklinika-v-almaty_9375e4ac7119497_800x600_1

Организация предметно-игровой среды для детей

Внедрение в практику работы дошкольных учебных заведений личностно ориентированной модели дошкольного образования является одной из основных задач педагогических работников. Ребенок со своими предпочтениями, интересами, способностями, особенностями должен стать главным участником образовательного процесса. Для реализации личностно ориентированной модели педагоги дошкольного учреждения должны создать необходимые условия для развития ребенка, то есть создать благоприятное развивающее пространство, в котором ребенок активно действует, общается, получает знания, развивает свои умения, навыки. Основой развития ребенка есть практические целенаправленные действия, игровую деятельность, в ходе которой малыш воспринимает предметы и явления окружающей действительности, осознает связи между ними. Предметно-игровую среда, в которой действует ребенок перед дошкольного возраста, должна быть неисчерпаемой, информативной, способной удовлетворять потребности в новизне.
В основе действующих программ лежит принцип комплексного подхода и свободной центровки, предложенные известными психологами. Предполагается создание в дошкольном учреждении — как в групповой комнате, так и на площадке — функциональных ячеек (уголков, центров), в которых размещены материалы для стимуляции развития детей с учетом их потребностей, интересов и способностей. Оборудование должно быть рассчитано прежде всего на практическую деятельность, связанную с бытом, чтобы постепенно готовить малыша к жизни, а также способствовать физическому и психическому развитию.

Для создания такой среды воспитатели должны знать функциональные возможности игрового материала, уметь формировать игротеку группы, распределять ее на ячейки (центры, уголки). Стоит также позаботиться о соответствии игрушек возрасту детей, характеру их деятельности, о правильном комплектовании игровых наборов.
Для реализации этой модели в среде, окружающей маленьких посетителей детского сада, следует создать условия для полноценного интеллектуального, нравственного и эстетического развития личности, ее гуманизации.
Определим основные принципы обустройства развивающего окружающей среды для детей раннего возраста в дошкольных учреждениях:
• принцип взаимодействия;
• принцип активности, самостоятельности и творчества;
• принцип динамичности;
• принцип свободного центровки;
• принцип эмоционального комфорта;
• принцип эстетичности в подборе материалов и атрибутов;
• принцип связи с реальной жизнью;
• принцип учета возрастных особенностей детей.
Принцип учета возрастных особенностей детей состоит в том, что подбора материалов и размещение их в уголках развивающей среды осуществляется в зависимости от возраста воспитанников. Действия с игрушками — первые практические действия малыша, они удовлетворяют и стимулируют его потребности в движениях, в работе анализаторов. Но организм ребенка развивается постепенно, поэтому и ее игрушки имеют «развиваться» так сам постепенно.
Поэтому, учитывая принципы организации развивающего пространства, требования к организации предметно-развивающей среды в дошкольных группах и требования к оборудованию игровых ячеек, а также составляющие развивающего пространства по базовой программе «Я в Мире» в групповых помещениях дошкольного учреждения можно создать такие специальные ячейки. Учитывая влияние сенсорного воспитания на детей раннего возраста и решая поставленные перед педагогами нашего детского сада задачи по насыщению предметно — развивающей среды в группах раннего возраста, к каждому специального очага были подобраны, изготовленные пособия для совершенного овладения детьми раннего возраста сенсомоторном навыками. Педагогические работники дошкольного учебного заведения самостоятельно выбирают количество ячеек, их расположение и наполнение.
1. Природоведческий центр.
2. Центр детского экспериментирования
3. Очаг игровой деятельности.
4. Очаг сенсорной деятельности «Умелые пальчики». Именно здесь собраны самые разнообразные материалы, направленные на развитие сенсорных ощущений у детей раннего возраста.
• Сенсорная стенка, которая включает в себя наборное полотно, доску для рисования мелом, шнуры для шнуровки пуговиц, ленты разной ширины и длины, колокольчики, погремушки, проволочки для плетения, внизу кармашки с разнообразным утварью: цветные мелки, трафареты различной формы, разноцветные пуговицы и палочки, шумовые коробочки «киндер — сюрпризы», тканевые цветы с элементами застегивания, плоскостные предметы для шнуровки (платья, сапожки и т. п.).
• Сенсорный стол, цель использования которого учить группировать предметы по цвету, форме, сравнивать разнородные признаки предметов, учить застегивать пуговицы, кнопки, «змейки», крючки, протягивать тесьму в отверстие, сравнивать плоскостную и объемную форму.
• Сенсорный столик с емкостями, наполненными различными сыпучими материалами и резервуаром для воды.
• Сенсорный столик шестигранной формы, окрашенный в основные цвета с накладными геометрическими фигурами для осязательных и зрительных впечатлений детей.
• Сенсорные ширмы «Подбери крышечку».
• Сенсорные доски для манипулирования застежками, заколки, шпингалетами, молниями, мочалками.
• Сенсорные ряды с размещенными предметами для шнуровки, манипулированием прищепками, пуговицами.
• Сенсорная кукла «Наташа — Обучалочка», «Черепаха», «Солнышко», интересные дорожки.

Ещё поделка  Особенности организации развивающего обучения дошкольников в процессе ознакомления с окружающей средой

Похожее ...

Добавить комментарий