Ознакомление детей с различными временами года

Ознакомление детей с различными временами года

Ознакомление детей с различными временами года

Осень.
Первая младшая группа.
Дети в соответствии с программой знакомятся с некоторыми характерными осенними явлениями неживой природы, изменениями погоды (светит солнце, идет дождь, дует ветер) с изменениями в растительном мире (цветы, листья различного цвета, трава), в животном мире (насекомые, птицы).
Вторая младшая группа.
Содержание программы. Наблюдения на прогулках и с окна по природе (солнышко, дождь, ветер). Игры с султанчики. Рассмотрение листьев, цветов. Дидактические игры с овощами, фруктами, осенними листьями, цветами. Наблюдение за сбором овощей на огороде, посильное участие в этом детей.

Средняя группа.
Содержание программы. Работа на занятиях и в повседневной жизни. Наблюдения за погодой, за ветром (качает деревья, срывает листья). Установление связей между состоянием погоды и одеждой людей, играми детей. Наблюдение за деревьями (разноцветная листва, его осыпание), за птицами на участке и во время прогулок. Наблюдение красоты осенней природы. Обзор цветников, грядок. Участие в сборе овощей, фруктов.
Старшая группа
Содержание программы. Расширение представлений детей о характерных осенние явления в природе и в с / х труда.
Повседневные наблюдения за состоянием погоды. Наблюдения на участке и во время экскурсий за изменениями в развитии растений, красотой золотой осени, за осенними явлениями в жизни животных (птиц, насекомых). Установление взаимосвязей между состоянием погоды и изменениями в растительном и животном мире. Формирование понятия осень. Экскурсии на сельскохозяйственные объекты (сад, поле, огород).
Участие детей в сборе овощей, фруктов семян. Образцы цветов, составление букетов. Участие детей в пересадке растений из цветника в уголок природы. Пополнение и закрепления представлений детей об осени во время бесед, рассказов, чтение, рассказов, стихов, дидактических игр, просмотра диафильмов. Рисование, аппликация, лепка по теме осени.
Зима
Первая младшая группа
Содержание программы. Наблюдать за такими явлениями природы как снег, называть их. Снег белый, пушистый, холодный. Он лепится. В комнате он тает, превращается в воду. Наблюдать за облаками, называть их. Облака бывают большие и маленькие. Наблюдать за ветром. Называть это явление — «идет дождь», во время игр с султанчики, вертушками. Продолжать учить детей различать дерево — куст. Наблюдать за птицами: воробьями, воронами.
Вторая младшая группа
Содержание программы. Наблюдение за снегопадом на прогулках, из окна. Ознакомление со свойствами снега (белый, холодный, красиво блестит на солнце), лед (холодный, скользкий) во время прогулок.
Наблюдения за погодой (холодно, мороз). Связь между погодой и одеждой детей. Подведение детей к пониманию времени года «зима». Наблюдение за птицами на участке (воробьи, вороны, голуби). Подражание движений птиц, животных в подвижных играх.
Наблюдение за птицами в клетке. Посадка лука на зелень.
Средняя группа
Содержание программы. Повседневные наблюдения детей за состоянием погоды. Расширение и пополнение представлений детей о зимних явления. Формирование понятия «зима». Подведение детей к пониманию связей между временем года и видами игр, развлечений с трудом людей зимой. Уточнение представлений детей о свойствах снега и льда (снег мягкий, лед твердый, прозрачный, в тепле снег и лед тает, вода на морозе замерзает — превращается в лед).
Состояние животного и растительного мира. Наблюдение за птицами, распознавания зимующих птиц по размеру, окраске перьев, голосами; подкормка птиц. Рассмотрение деревьев (на деревьях нет листьев, на сосне, ели — иглы) Выращивание в уголке природы овса, ель для подкормки птиц. Беседы по картинам, рассматривания картин, изучение стихов, народных примет, пословиц, рисования и лепка по теме зимы).
Старшая группа
Содержание программы. Расширение и пополнение знаний детей о зиме. Характерные явления природы в разные периоды зимы (начало, середина, переход к весне)
Повседневные наблюдения: за месяцем, звездами в вечерние часы; состоянием погоды (снегопады, мороз, метель, иней). Наблюдение красоты зимней природы в разные части суток. Расширение представлений детей в процессе игр, труда о свойствах льда, снега. Установление связей между состоянием погоды и состоянием снега. Установление связей между состоянием погоды и состоянием снега (в морозную погоду -сухой, рассыпчатый, в теплое — липкий).
Экскурсия в парк, лес, на водоем. Распознавание лиственных деревьев по коре, ветвях, семенах, плодах (береза, клен, тополь); хвойных — по коре, иглах, шишках. Повседневные наблюдения за птицами у искусственных кормушек. Сравнение птиц по внешнему виду, голосу, поведению. Работа на участке. Участие детей в строительстве из снега и льда различных сооружений. Наблюдения в уголке природы за распусканием ветвей, выращивание растений, цветочной осадки. Беседы и рассказы детей о зиме по картинкам, наблюдениях. Чтение художественной литературы, изучение стихов, народных примет, пословиц, загадок. Просмотр диафильмов, кинофильмов. Отображение зимней природы в изобразительной деятельности детей.
Весна
Первая младшая группа
Содержание программы. Наблюдать за солнцем: солнце находится на небе, оно светит и согревает землю, воду, все вокруг. Пополнять представление о воде: в воде живет рыбка. Воду пьют, водой поливают растения.
Учить различать землю, песок. Объяснить, что в земле растут деревья, кусты, трава. Замечать и называть наиболее яркие явления примеры (тает снег, бегут ручьи, идет дождь), наблюдать и различать цветущие травянистые растения, деревья (один-два вида) на участке, называть их, наблюдать за рыбками в аквариуме, птицами, бабочками, жуками на участке. Упражнять детей в бережном отношении к ним.
Привлекать детей к посильного участия по уходу за растениями и животными.
Вторая младшая группа
Содержание программы. Накопление детьми представлений о весенних явлениях природы во время наблюдений из окна, повседневных прогулок (солнце, тепло,
снег растаял, идет дождь, зеленеет трава). Рассмотрение деревьев, весенних цветов. Различение насекомых (комар, бабочка, жук). Наблюдение за птицами (воробьями, воронами)
Посева в грунт крупных семян, высадки лука, участие в поливе. Игры с вертушками, песком, водой. Свойства песка (сухой, сыпучий, влажный — лепится) воды (льется, течет). Рассмотрение иллюстраций (цветов, деревьев, птиц), картин о весне). Разучивание стихов, песен.
Средняя группа
Содержание программы. Пополнение представлений детей о весне. Наблюдения за погодой, весенними явлениями в природе на повседневных прогулках, экскурсиях.
Установление элементарных связей между состоянием погоды (греет солнце, стало тепло, снег тает, на земле вода, текут ручьи) и трудом людей, играми и занятиями детей. Наблюдение за первыми признаками весны. Воспитание умения замечать красоту весенней природы, бережно относиться к зеленым насаждениям.
Наблюдение за появлением почек, листьев на деревьях, кустах, цветением весенних цветов. Наблюдение за насекомыми (сравнение по внешнему виду, способу движения: летают, ползают). Наблюдение за лягушкой (прыгает, квакает, ловит и заглатывает насекомых). Наблюдение за поведением птиц (прилетели скворцы, ласточки, несут пух, соломки для гнезд). Наблюдение труда старших детей по выращиванию растений. На детском огороде, в цветнике, посев семян бобовых, свеклы, редиса). Постоянное их полив, пидпушування. Дидактические игры с весенними цветами, картинками на которых изображена весна. Беседы по картинам, рассказы детей. Чтение художественной литературы, изучение стихов, народных примет, пословиц, загадок. Рисование цветов, деревьев.
Старшая группа
Содержание программы. Обогащение знаний детей о весенних явлениях природы, труд людей весной.
Формирование понятия «весна».
Повседневные наблюдения за изменениями в неживой природе (увеличивается день, солнце греет сильнее, ледоход, наводнение).
Ознакомление с названиями месяцев, происхождение названий, на кличками. Учить определять грядущий состояние погоды по народным приметам.
Игры связанные с использованием ветра, воды.
Наблюдения на площадке, экскурсиях за появлением первых листочков на деревьях, кустах, цветением весенних цветов.
Наблюдение за насекомыми. Сообщение знаний о полезных (солнышко, муравьи, пчелы) и вредных (майский жук, гусеница, тля), наблюдения за земноводными (лягушка, тритон). Сравнение по внешнему виду, пуха, пользы, которую они приносят.
Наблюдение за гнездованием птиц, подкормка птенцов. Беседа о пользе птиц и их охрана.
Наблюдение за ледоходом на экскурсиях в реки, озера.
Наблюдение весенних работ в парке, на огороде, в саду, в поле. Труд людей по выращиванию растений на огороде, в цветнике. Наблюдение за лестницей.
Выращивание растений в уголке природы (черенкования комнатных растений, посев семян для рассады)
Дидактические игры на распознавание весенних растений, их группировки и классификация. Настольно-печатные игры связанные с познанием природы и труда весной.
Беседы и рассказы о весне по иллюстрациям и наблюдениях.
Лето
Первая младшая группа
Содержание программы. Накопление представлений детьми о летних явления в природе на основе чувственного восприятия (светит солнце, жарко, много цветов).
Учить детей называть признаки погоды: (жарко, дождь, ветер). Формировать знания у детей о поведении людей в парке погоду. Продолжать учить детей различать сухую и влажную землю и песок.
Проводить игры с водой и ветром. Различать и называть дерево, куст. Цветок, траву. Наблюдать за бабочками, жуками, птицами, животными.
Вторая младшая группа
Содержание программы. Учить детей устанавливать связи между летнего погодой, одеждой детей, их играми и понятия «лето».
Сравнение цветов цвета величине на прогулках.
Наблюдение за птицами (их много, они летают, поют), за насекомыми, лягушками, способом их движения (летают, ползают, лягушки прыгают). Участие в поливе детского огорода, цветника. Игры с песком, водой. Дидактические игры с природным материалом, картинками.
Рассмотрение картин, рассказы, чтение небольших рассказов, изучение стихов, загадок, песен.
Средняя группа
Содержание программы. Пополнение представлений детей о летних явления в природе и труд людей летом.
Обогащение понятия «лето».
Наблюдение за состоянием погоды (сильно греет солнце, на небе облака, сияет молния, гремит гром, идет дождь, грозы).
Пополнение знаний детей на прогулках и экскурсиях о растениях и животных — обитателей леса. Сбор грибов, ягод. Уточнение понятия «лес». Сбор цветов на прогулках в лесу, на лугах. Составление букетов.
Наблюдение за насекомыми (бабочки, жуки, муравьи, насекомые). Сравнение их по внешнему виду, движениях, звуках, которые они выдают. (Наблюдение и сравнение лягушки и ящерицы) Наблюдение на экскурсиях за использованием воды (реки, озера) летом (люди купаются, ловят рыбу, катаются на лодках).
Наблюдение за птицами и птенцами.
Уход за растениями на огороде, в цветнике (полив, прополка земли). Наблюдение за созреванием овощей на огороде, фруктов в сад. Участие детей в сбора урожая. Дидактические игры с природным материалом (цветы, листья, шишки, желуди, и др.) С картинками на распознавание и сравнение предметов, классификация их (цветы, деревья, кусты, овощи, ягоды, грибы)
Рассмотрение иллюстраций, беседы о лете по картинкам и наблюдениях. Чтение детям художественной литературы. Изучение детьми стихов, песен, загадок, народных пословиц и примет. Изображения деревьев. Цветов, овощей, фруктов в рисунках, аппликациях.
Старшая группа
Содержание программы. Обогащение и уточнение знаний детей о летних явления в природе, о труде людей по выращиванию растений и уходу за животными. Наблюдение за явлениями природы (ливень, гроза, радуга). Наблюдение за небом в разное погоды. Установление связей между состоянием неба и погодой. Ознакомление детей с происхождением названия и накличкамы летних месяцев. Уточнение понятий «лес», «луга», «поле».
Наблюдения на участке, экскурсиях в разные периоды лета цветущих растений, созреванием плодов, семян роста и развития птиц, земноводных. Сбор растений для уголка природы. Сбор цветов, составление букетов, украшение помещений, беседок. Наблюдение красоты летней природы.
Расширение и углубление знаний об охране природы младшего. Посильное участие детей в охране природе. Экскурсии в разные периоды лета по наблюдению труда людей на огороде, лугах, в поле, по труду по уходу за животными и птицами. Воспитание интереса и уважения к с / х труда людей. Систематические наблюдения и уход за растениями огорода, цветника (полив, окучивание прополки). Сбор урожая ранних овощей. Дидактические игры на прогулках, экскурсиях на распознавание растений в природных условиях их роста. Настольно-печатные игры. Беседы и рассказы по картинам и наблюдениях. Чтение литературы, изучение стихов, песен, народных примет, пословиц. Развитие у детей интереса и любви к родной природе. Отображение впечатлений о лете в изобразительной деятельности детей. (Рисование, аппликация)
Лабораторные занятия
1. Анализ методов и форм ознакомления дошкольников с природой в д / с.
2. Занятия на тему: «Зимний покой деревьев и кустов».
Описание ветви и ее зарисовка.
3. Распознавание дикорастущих травянистых растений цветущих кустов, деревьев.

Ещё поделка  Художественно-речевое развитие дошкольников

Похожее ...

Добавить комментарий