Начальное техническое моделирование

225

Начальное техническое моделирование

Методические рекомендации по организации учебно — воспитательного процесса в кружке «Начальное техническое моделирование»
Мы живем в век технического прогресса. Техника все глубже внедряется в жизнь человека, его быт. Толчком к техническому творчеству является то, что ребенок задумывается, почему игрушка движется или выполняет какое-то действие. Часто дети разбирают игрушку, чтобы «заглянуть внутрь», задумываются над тем, как сделано ту или иную деталь, почему именно так, а не иначе. Так ребенок делает первый конструкторский шаг. В последние годы снизился интерес к инженерным профессиям. Наша страна на современном этапе развития испытывает недостаток технических кадров. А кружки начального технического моделирования могут стать первым этапом развития технического творчества учащихся от 6 до 10 лет. Во время занятий дети расширяют и углубляют представление о геометрических фигурах, получают первые сведения о технической эстетике, учатся владеть настоящим столярных принадлежностями, а главное — самостоятельно работать. Дети с удовольствием мастерят свои изделия и успехи в техническом творчестве помогают найти в себе уверенность, авторитет в детском коллективе. Практика показывает, что дети, которые занимались в кружках технического творчества, часто выбирают профессии инженеров, изобретателей, конструкторов.
Педагог начинает обучение детей по изготовлению простейших игрушек. В процессе работы дети приобретают умения работать с различными материалами — бумагой, картоном, пластилином, учатся пользоваться инструментами.

На занятиях кружка дети могут изготовить материалы для игр. Ведь игра имеет большое воспитательное и развивающее значение для ребенка.
Дети младшего школьного возраста интересуются турнирами по интеллектуальным играм, которые дают возможность расширить кругозор, проявить наблюдательность, находчивость. Видов интеллектуальных игр очень много. Для многих из них нужны картинки, карты, геометрические фигуры. Выделяют группы игр: разрезные и сложные геометрические фигуры. Тематика разрезных игр охватывает многие отрасли знаний. Прежде всего нужно подобрать соответствующие картинки и наклеить их на картон или фанеру, тогда разрезать на несколько частей. Ребенок должен составить из них картинку.
Содержание сложных геометрических фигур сводится к тому, чтобы из нескольких разных частей составить плоскую геометрическую фигуру. В некоторых играх есть только одно решение, и для тех, кто его нашел, игра дальше не будет интересной. Другое дело, когда дети играют в «Кубики для всех» или в «Танграм». Из семи элементов, входящих в эту игру, можно составить много различных фигур.
К этой игре похожи «Китайские головоломки», которые можно использовать в форме игры и турниров. Китайские головоломки имеют очень древнее происхождение. Они возникли в Китае раньше, чем шахматы, четыре тысячелетия назад. Их суть заключается в следующем: из семи частей головоломки (они вырезаны из квадратной пластики) можно составить множество различных силуэтных фигурок. Правила составления такие: в состав каждого силуэта должны входить все семь кусочков; они не должны перекрывать друг друга. Вы найдете среди силуэтов достаточно правдоподобны, несмотря на простоту их контуров. Составить эти силуэты порой очень трудно. Хорошо проходят соревнования по составлению фигурок между несколькими игроками, которым необходимо дать для ориентации контуры силуэтов. Китайскую головоломку можно выпиливать из фанеры, пластика, тонких дощечек или вырезать из толстого картона, оклеенного с обеих сторон бумагой одинакового цвета. Для хранения деталей головоломки нужно изготовить специальную коробочку.
Алгоритм проведения турнира. Все участники садятся за стол. Каждый получает конверт с комплектом «Китайской головоломки». Руководитель вывешивает на видном месте одну силуэтную фигуру, намеченную на листке бумаги. Каждый игрок должен из частей, которые были в конверте, собрать фигуру. Побеждает тот, кто первый составит заданную фигуру. После этого можно предложить другую фигуру.
Формы и методы работы с наборами конструкторов. Работу по составлению моделей из деталей набора конструктора можно коллективно организовать в трех направлениях: работа индивидуальная, коллективная и игра-соревнование. Все эти формы взаимосвязаны. Рассмотрим каждую из них. Первое знакомство с набором конструктора и первые практические шаги по составлению модели имеют индивидуальный характер. В какой же последовательности должна проходить работа по освоению набора и сборки моделей? Сначала необходимо ознакомиться со всеми деталями набора и по рисункам инструкции, запомнить их названия и назначения, изучить инструкцию, ознакомиться с рисунками рекомендованных моделей. Только после этого можно выбрать модель для сборки. Начинать, конечно, следует с самых простых конструкций. Прежде чем приступить к составлению модели, надо понять, из каких основных узлов состоит модель, какой вид она будет, как будет действовать; разобраться в тексте инструкции и в рисунках модели; выяснить взаимное расположение деталей в каждом узле, последовательность сборки; отобрать и разместить на рабочем месте в соответствующей последовательности все необходимые детали и инструменты. Составляя модель, надо контролировать каждый этап работы, сравнивая составной части с рисунком. Приобретя опыт составления по рекомендованным рисунками, можно вносить в модели собственные конструктивные изменения за счет других деталей набора или при помощи самостоятельно изготовленных деталей из картона, фанеры. На третьем этапе освоения набора конструктора юные умельцы создают новые модели, которые не предусмотрены инструкцией. Сначала следует составить схематический рисунок задуманной модели, затем отобрать из набора те детали, которые можно использовать. Остальные детали надо изготовить из картона, фанеры. Таким образом будет сконструирован новую модель. К коллективной работе над моделями следует приступать тогда, когда уже приобретено соответствующего опыта и умений самостоятельно работать с наборами. В зависимости от сложности модели и количества ее отдельных узлов в работе могут участвовать 2-3, а то и больше детей.
Подготовительная работа по составлению модели должна идти в том же порядке, что и при индивидуальной работе. Выяснив характер работы и изучив текст инструкции и рисунки модели, следует между членами кружка распределить обязанности.
Каждый ребенок отбирает из набора и размещает на рабочем месте все те детали, которые нужны для составления порученного ему узла. Работает самостоятельно. Затем из готовых узлов дети составляют готовую модель.
Во время коллективной работы можно всегда получить соответствующую помощь от товарищей и самому помочь им, если возникнет такая необходимость. Вот почему работа над составлением модели в коллективе проходит быстрее и без ошибок. В коллективе есть возможность всесторонне обсудить, посоветоваться и отобрать лучшие варианты изменений или новых конструкций той или иной модели.
Развивает техническое мышление детей работа с наборами металлоконструкторов.
С наборами металлоконструкторов можно проводить интересные коллективные игры-соревнования, в которых привлекают как по 2-4, так и по 6-8 человек в группе (команде). Каждой команде дают одинаковые наборы металлоконструкторов. Время подготовки к сдаче модели не учитывают в время соревнований. Составлять модели начинают одновременно по сигналу, а прекращают только тогда, когда каждая команда закончит работу.
Когда подводят итоги соревнований, учитывают не только при составлении модели, но и правильность выполнения задания.
Алгоритм игры-соревнования: участники игры договариваются, какую модель они будут сдавать. Каждая команда получает набор металлоконструктора и — тайте к нему, занимает отдельный стол и приступает к изучению конструкции модели. Дети размещают на столе в соответствующем порядке необходимые детали и инструменты. Здесь же участники договариваются, как они будут составлять — отдельными узлами или конвейерным способом, распределяют между собой обязанности.
Когда обе команды уже готовы к соревнованию, подается команда приступить к составлению и фиксируется время начала. Каждая команда работает самостоятельно. Члены команды имеют право давать советы и помогать друг другу в работе.
Каждая команда, закончив составление модели, немедленно сообщает об этом руководителю (судью) соревнований, который фиксирует время окончания.
После окончания работы подводят итоги. Победителем соревнований объявляется та команда, которая быстрее и лучше составила модель.
Коллективные игры-соревнования с наборами металлоконструкторов целесообразнее организовывать в кружках юных техников. Соревнования могут наблюдать другие ученики. Они оценивают умение и ловкость своих товарищей, болеют за ту или иную команду.
Работа с различными конструкторскими наборами развивает конструкторское мышление, облегчает переход к самостоятельному конструированию новых моделей и механизмов, включая элемент игры.
Переживания успеха сопровождается стимулированием и одобрением, которые вызывают положительное отношение к творческой деятельности.
Ребенок в творческой деятельности приобретает определенный жизненный опыт, навыков самостоятельной деятельности и поведения, стремится к «взрослости», активно ищет свое место в жизни. С этим фактором связаны существенные психологические изменения личности: четко осознаются общие и частные цели, процесс творческой деятельности приобретает системный характер, появляется сознательное стремление к самообразованию, творческая деятельность осознается как сложный и длительный процесс работы над собой, что требует значительных усилий.
Таким образом, занятия техническим моделированием создает условия для формирования активной, творчески думающей личности.

Ещё поделка  Учебно-воспитательный процесс во внешкольном учебном заведении

Похожее ...

Добавить комментарий