Методика дидактических игр

Методика дидактических игр

Методика дидактических игр

Для того, чтобы дидактическая игра достигла цели, необходимо правильно подобрать ее в соответствии с возрастом детей. Игровые задания в играх имеют разный уровень сложности.
Игровые задания в играх для младших дошкольников направлены на нахождение предмета по описанию, по сходству, выделение отдельных признаков животных, растений, познания предметов с помощью одного из органов чувств (на ощупь, вкус).
В старшем дошкольном возрасте игровые задания более сложные: описывать объекты природы и находить их по описанию, составлять целое из частей, классифицировать, устанавливать причинные связи.

В соответствии с этим в младшей группе проводятся такие игры: «Угадай, какой цветок», «Отгадай по вкусу», «Чья домик».
В средней группе — «Магазин», «Найди пару» и др., В старшей группе — «Отгадай, какая это цветок», «Отгадай, где растет», «Когда это бывает», «Что я не так сказала», « Путаница »,« Вершки и корешки »и др.
Успех в проведении дидактической игры, интерес к ней будут только тогда, когда воспитатель проведет соответствующую работу по ознакомлению детей с теми или иными объектами природы, а закрепление представлений, подведения детей к объединению общих признаков будет осуществляться с помощью дидактической игры. Нельзя представить проведение дидактической игры с детьми, у которых не будет соответствующих знаний. При всей мастерства воспитателя игры не будет. Условием игры является то, чтобы все в ней выполнялось охотно, с увлечением, чтобы дети получали от нее большое удовольствие, а не воспринимали как сухую учебную упражнение.
Методика дидактических игр во-разных возрастных группах имеет ряд общих и отличительных моментов.
В младшей группе
Начинается игра с сюрпризных момента с целью сосредоточения внимания детей. Например, кукла Таня принесла детям сумку. Что же в ней? Рассмотрение и короткая беседа о предметах, с которыми дети будут играть. Это обусловлено необходимостью вспомнить названия, свойства, поскольку игра требует соответствующих знаний.
Объяснение правил в ходе игры.
Ход игры.
Положительная оценка всех детей.
В средней группе
Сюрпризный момент можно использовать только в первом полугодии, поскольку у детей уже сформировался интерес к игре.
Рассмотрение предметов и короткая беседа о них.
Объяснение правил игры.
Закрепление правил (если дети хорошо усваивают правила после объяснения воспитателя, в закреплении может не быть необходимости).
Ход игры.
Дифференцированная оценка детей.
В старшей группе
Краткая беседа об объектах природы.
Объяснение правил, закрепление.
Ход игры в первом варианте.
Помощь второго варианта игры, закрепление.
Ход игры во втором варианте.
Итог игры — оценка воспитателем деятельности детей в игре.
Участие детей в анализе и оценке действий товарищей в игре. Второй вариант игры проводится с обязательным усложнением задачи, чтобы преодоления трудностей приносило детям удовольствие. Например, при проведении дидактической игры «Угадай по описанию» в первом варианте дети только описывают внешние признаки растений. Во втором варианте надо не только описать растение, но и рассказать, чем она важна для человека, как используется.
Проведение каждой игры должно вызывать у детей интерес и положительное эмоциональное отношение к ней.
Приводим конспект дидактической игры.
Игра «Угадай по описанию».
Цель. Закрепить знания о комнатных растениях, их внешние признаки, требования к условиям жизни. Развивать связную речь детей, воспитывать интерес к растениям. Оборудование. Комнатные растения.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть, какие красивые комнатные растения в уголку природы, вспомнить их названия, рассказать, какие растения любят больше света, которые меньше, которые больше любят влагу, которые меньше.
«Давайте сейчас поиграем с ними. Кто-нибудь из детей выходит за дверь, а мы тем временем договоримся, которую загадать ему растение, и, когда он войдет, расскажем ему, какие у нее листья, стебель, цветки, но называть не будем. Кто отгадает, то выберет своего товарища, отгадывать дальше. Первый раз описывать растение буду я. Выходи, Толику, за дверь, а мы договоримся с детьми, какое растение будем загадывать ».
Воспитатель договаривается с детьми и, когда ребенок, угадывает, заходит в комнату, начинает рассказывать: «У этого растения листья круглые с вырезанными краями, пахучие, стебель круглое, крепкое, цветет красными цветками, которые собраны в зонтик». Ребенок угадывает, что это пеларгония. Далее дети описывают растения сами. Игра продолжается, пока не будет описано 5-6 растений, после чего воспитатель предлагает второй вариант игры. Следует не только описать растение, но и сказать, что она больше любит: стоять ближе к свету, или дальше, много влаги или нет. «Вот послушайте, — говорит воспитатель, — как я расскажу. Это очень красивое растение с опушенными листьями, которые растут прямо из земли. Цветет почти все время розовыми или синими цветками. Любит, чтобы земля была влажная, а яркого солнышка не любит ». Дети отгадывают, что это сенполия или узамбарская фиалка.
Когда интерес к игре угасает, воспитатель отмечает, кто из детей был внимательным, быстро угадывал. Предлагает детям определить, у кого рассказ о растении была лучшей.
Подвижные игры в ознакомлении с природой рассматриваются как средство закрепления представлений детей о повадках, голоса, способы передвижения животных. Многие подвижных игр, как об этом свидетельствуют их названия «Кот и мыши», «Птички и кот», «Наседка с цыплятами», «Совушка — сова», «У медведя во бору», «Зайцы и волк», «Гуси- гуси »,« Хитрая лиса »,« Медведь и пчелы »и другие, требуют наличия соответствующих представлений у детей об образе жизни, приспособления (до бесшумного передвижения у совы, кота), характер движений, голосов и тому подобное. Важно сформировать их наблюдениях, просмотра телепередач, кинофильмов, добиваться, чтобы во время игр дети правильно их передавали в движениях, голосах.

Ещё поделка  Психология детской пассивности

Похожее ...

Добавить комментарий