Исследование образной памяти и креативности детей

http://pochemychki.com.ua/

Исследование образной памяти и креативности детей

Младший школьный возраст можно считать исключительным, поскольку для ребенка этого возраста свойственно сохранение определенных особенностей, присущих дошкольном детству, при этом отмечается стремительное развитие психических процессов, способностей, формирования определенных мотивационных, волевых и других качеств. У детей младшего школьного возраста активно развиваются некоторые виды памяти (например, произвольная память становится новообразованием этого возраста). В младшем школьном возрасте у детей расширяется объем памяти, увеличиваются скорость усвоения и точность воспроизведения, активно развивается образная память. Это связано с тем, что наглядная, яркая информация вызывает сильные чувства, запоминание характеризуется легкостью, эффективностью и довготри- длительностью. Поскольку применение наглядности способствует более эффективному запоминанию материала, мы считаем, что формы образной, модально-специфической памяти имеют значительный развивающий потенциал для развития всех сфер личности ребенка младшего школьного возраста. Развитие памяти и креативности можно получить в специальных детских центрах

Целью этого исследования является изучение отдельных форм образной, модально-специфической памяти (визуальной, аудиальной, кинестетической) и особенностей креативности у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ исследования модально-специфических форм памяти и исследования креативности.
2. Определение методов исследования зрительной, слуховой и тактильной памяти, выявление особенностей развития этих форм памяти у детей младшего школьного возраста.
3. Исследование особенностей креативности младших школьников.
4. Выявление особенностей связи показателей модально-специфических форм памяти с показателями креативности у детей младшего школьного возраста.
Поскольку память имеет различные проявления — двигательная, зрительная, слуховая и т.д., некоторые исследователи задали такой вопрос: есть память единственной качеством запоминать и хранить информацию, она представляет собой разновидности путей восприятия и запоминания, так называемые «специальные» виды памяти.
Исследование памяти имеет разносторонний характер, поскольку осуществлялось психологами различных психологических направлений, предлагали собственные теории трактовки и исследования памяти. Поэтому принято классифицировать память по определенным характеристикам:скачанные файлы
— По временным параметром работы выделяют долговременную и кратковременную память;
— По характеру мнемической направленности выделяют непроизвольное и произвольное память;
— По предметно-семантическим содержанием информации, усваивается, выделяют: двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую память.
Согласно П.П.Блонським, основные четыре вида памяти (согласно классификации по содержанию) — двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая — отличаются на генетическом уровне, «появляются в онтогенезе не одновременно: раньше всього.рухова память, за ней — эмоциональная, чуть позже — образная и гораздо позже — словесно-логическая». П.Жане утверждает, что словесно-логическая память формируется на 3-4 году жизни и развивается на протяжении подросткового и юношеского возраста.
Образная память связана с чувственным отражением образов предметов, явлений, их свойств и связей. Эти образы могут быть как отражением единичных объектов, так и обобщенные явления. Образную память подразделяют относительно каналов восприятия на зрительную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую. Наиболее исследованными являются зрительная (визуальная) и слуховая (аудиальная) память.
Исследователи выделяют особый вид памяти — эйдетического память. Особенность этого вида в том, что так называемый «эйдетический образ», представляет собой очень яркие, четкие отражения. Часто его называют «наглядными образами», поскольку, хотя они возникают без участия предмета, имеют четкую и детализированную наглядность, которая характерна для обычного образного восприятия. В общем образная память характеризуется:
— Многообразием образов, хранящихся и воспроизводятся;
— Связью прочности фиксации информации с эмоциями и чувствами, визникают в процессе запоминания;
— Высоким уровнем эффективности и скорости формирования представлений;
— Непроизвольностью запоминания;
— Зависимостью образного запоминания от мотивации;
— Положительным влиянием на запоминание яркости и необычности информации.
В рамках исследования динамики образной памяти в процессе развития эстетического восприятия мы считали целесообразным исследовать особенности креативности младших школьников, а также наличие связи креативности с формами образной памяти.
Под креативностью понимают способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения. Маслоу определяет креативность как творческую направленность, которая присуща всем, но под влиянием среды теряет свою позицию.
Нет единого понимания особенностей формирования и развития креативности в структуре личности человека. Так, согласно психологами Л.Ф.Обуховым, С.М.Чурбановою креативность развивается с возрастом. О.С.Белова, О.И.Щебланова, М.С.Семилеткина и другие в своих исследованиях креативности младших школьников обнаружили ее постепенное возрастное развитие. При этом в исследованиях Е.И.Банзелюк говорится о развитии креативности у младших школьников в возрасте 6-8 лет и прекращение роста показателей после 9 лет.
Некоторые исследователи, утверждают, что по мере приобретения знаний креативность ребенка снижается. По их убеждению, это связано с качественным изменением характера креативности.
Также существует отличная от вышеупомянутых гипотеза, что развитие креативности имеет нестабильный характер. Один из самых известных исследователей креативности П.Торренса утверждает, что определенный подъем в развитии креативности происходит каждые четыре года.
Можно говорить о том, что для детей младшего школьного возраста свойственна нестабильность показателей креативности: спад в одних детей, подъем в других, стабильность в третьих; некоторые показатели с возрастом увеличиваются, некоторые падают.
В исследовании принимали участие 80 учеников в возрасте от 6 до 8 лет.
На первом этапе исследования мы выбрали несколько методик, которые, по нашему мнению, наиболее эффективно указывают на уровень определенных видов модально-специфической, образной памяти младших школьников (аудиальной, визуальной и кинестетической).
1. Методика исследования визуальной памяти. Исследование произвольного по-запоминания визуальной информации, которая была предъявлена ​​в образной форме. осуществлялось с помощью методики «9 фигур».
Материал методики был представлен в виде двух бланков с абстрактными геометрическими фигурами. В ходе реализации методики мы предложили детям внимательно посмотреть и запомнить фигуры с первого бланка, где были изображены 9 геометрических фигур (время экспозиции 10 с). После этого им показывали второй бланк с изображением 25 геометрических фигур. Исследуемым предлагалось определить среди этих 25 фигур те 9, которые они рассматривали до этого. Таким образом, мы исследовали полноту узнавания визуальной информации.
2. Методика исследования аудиальной памяти. Исследование уровня произвольного запоминания аудио информации с отсроченным воспроизведением осуществлялось с помощью методики «Заучивание 10 слов», разработанной О.Р.Лурия.
Материал методики представлял собой набор из 10 слов: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, облако, игла, мед. Ученикам предлагалось запомнить эти 10 слов и воспроизвести то количество, которое они запомнили. Инструкцию исследуемом повторяли несколько раз, каждый раз фиксируя количество ответов.
После пятикратного повторения слов школьники проходили другие диагностические методики нашего исследования. Закончив исследования (через час-полтора), мы просили воспроизвести те слова, которые они заучивали час назад, без напоминания.
3. Методика исследования произвольного запоминания кинестетической информации и воспроизведения ее в правильной последовательности осуществлялось с помощью теста.
Материал методики состоял из 10-ти прямоугольных карточек, на которых с одной стороны были написаны номера от 1 до 10, а с другой стороны были наклеены: искусственный мех, наждачная бумага, кожаная вставка, капли воска, шнур, спички, фольга, бархатная ткань пергамент. Ученикам мы предлагали разложить карточки в ряд в правильной последовательности от 1-го номера до 10-го, чтобы цифры были внизу. Далее они должны с закрытыми глазами прикоснуться к каждой карте, пытаясь запомнить на ощупь все 10 карточек. В заключение исследования с открытыми глазами имели разложить все карточки подряд относительно того, как они запомнили их перед этим.
Таким образом, в результате исследования мы обнаружили, что для детей младшего школьного возраста наиболее характерны зрительная и слуховая память (на среднем и высоком уровне), при этом следует отметить, что чаще всего предпочтение имеет только одна из этих форм памяти. Относительно тактильной памяти, у подавляющего большинства испытуемых эта форма памяти представлена ​​на низком уровне.
Следует заметить, что в исследовании были рассмотрены профили модального восприятия. В результате были получены семь профилей: визуальный, аудиальный, кинестетический, визуально-аудиальный, визуально-кинестетический, аудиально-кинестетической и визуально-аудиально-кинестетической. В результате экспериментальные ментального исследования этих модальных каналов восприятия у младших школьников, доминантными каналами восприятия является кинестетический и полимодальный визуально-кинестетический канал восприятия. То есть, хотя преобладающей в восприятии младших школьников является кинестетическая модальность, в случае образной, кинестетическая форма памяти (среди исследованных) имеет самые низкие показатели.
Второй этап исследования был направлен на исследование образной креативности младших школьников. Для исследования уровня креативности мы выбрали одну из классических методик — тест креативности Торренса «Закончи фигуру».
creativebabyВыбранная нами методика является методикой диагностики образной креативности. На выполнение задания было отведено 10 минут. Инструкция была такой: «Перед тобой незаконченные рисунки. Если ты дорисуешь несколько линий, у тебя могут получиться интересные и яркие рисунки. Старайся нарисовать что-то интересное и непохожее на рисунки других и дай название каждом рисунке».
Исходя из результатов исследования, мы можем говорить, что 94% исследованных нами учащихся младших классов имеют уровень образной креативности несколько выше нормы. Показатели скорости, оригинальности, разработанности и абстрактности названия также указывают на уровень, выше нормы. Можно говорить о том, что ученики проявляют способности к пониманию сущности поставленных проблем, способность к созданию новых идей и достаточно детальной их разработки.
Следующим этапом нашего исследования был статистический анализ полученных данных с целью выявления наличия связей между показателями форм образной памяти и креативности. Результаты статистической обработки предложенные в структурограми.
В результате статического анализа мы обнаружили тесную взаимосвязь между показателями креативности (на уровне значимости р <0,001). Такой результат подтверждает, что уровень общей образной креативности представляет собой совокупность определенных способностей, тесно связанных друг с другом, и то, что развитие некоторых влияет на повышение общего уровня креативности.
Также следует отметить наличие тесной связи между показателями тактильной и слуховой памяти (на уровне значимости р <0,001). Поскольку наше исследование образной, модально-специфической памяти показало, что для детей младшего школьного возраста характерен преимущественно средний уровень слуховой памяти и, в основном, низкий уровень тактильной. Таким образом, развивая слуховую память, есть возможность положительного влияния на развитие тактильной.
Если обратить внимание на взаимосвязь форм образной памяти и показателями образной креативности, в результате исследования мы получили следующие результаты:
1. Зрительная память имеет тесную взаимосвязь с показателем «Разработанность» (на уровне значимости р <0,01), то есть высокий уровень зрительной памяти испытуемых часто соответствует высокому уровню способности к детализации собственных идей и мыслей. Таким образом, развитие зрительной памяти может положительно влиять на развитие вышеупомянутого показателя творческой креативности.
2. Слуховая память имеет тесную обратную взаимосвязь с показателями «Разработанность» и «Абстрактность названия» (на уровне значимости р <0,001). То есть для подавляющего числа детей с преобладающей аудиальной форме образной памяти характерные низкие показатели способности к выделению сущности проблемы, к детализации собственных идей. Также аудиальная память имеет обратную связь с общим уровнем образной креативности (на уровне значимости р <0,01). Такой результат соответствует предыдущим исследованиям креативности, проанализированным нами ранее, подтверждает нестабильность ее показателей у младших школьников.
3. Тактильная память имеет тесную взаимосвязь с показателем «Оригинальность» (на уровне значимости р <0,001) и общим уровнем креативности (на уровне значимости р <0,01). Таким образом, развитие тактильной памяти должно положительно влиять на развитие образной креативности.
Выводы. В результате исследования образной креативности и образной, модально-специфической памяти младших школьников мы обнаружили, что:
1. Образная память занимает одно из самых важных мест в полноценном интеллектуальном и личностном развитии младшего школьника.
2. Исследование образной креативности указывают на то, что в большинстве младших школьников уровень креативности находится на среднем или чуть выше среднего уровне.
3. Для большинства исследуемых нами детей характерно преобладание одной из форм образной памяти на среднем и высоком уровне — аудиальной и визуальной, более 90% учащихся имеют низкий уровень кинестетической памяти.
4. В результате исследования связей между показателями креативности и показателями образной, модально-специфической памяти были обнаружены тесные связи между отдельными показателями креативности («Оригинальность», «Разработанность»), общим уровнем креативности и двумя формами образной памяти » памяти — кинестетической и визуальной.
5. Показатели аудиальной формы образной памяти имеют обратную связь с показателями образной креативности, что может быть подтверждением вывода о нестабильности показателей образной креативности.
На основе проведенного исследования можно утверждать, что развитие отдельных форм образной памяти может влиять не только на развитие памяти ребенка, но и способствовать развитию ее креативности.
Перспективой дальнейшего исследования является выявление причин низкого уровня тактильной памяти, развитие образной, модально-специфической памяти, исследования связи образной памяти с другими психическими процессами и способностями.

Ещё поделка  Организация предметно-игровой среды для детей раннего возраста

Похожее ...

Добавить комментарий