Использование игр при ознакомлении детей с природой

gnomik02

Использование игр при ознакомлении детей с природой

Для игр с песком и водой нужно создать соответствующие условия. Для детей младшей группы надо иметь 2-3 песочных ящики с бортиками (время используют крупные автомобильные шины). Такое требование обусловлено склонностью детей к подражанию, желанием одновременно заниматься тем, чем занимаются другие дети. Познавая свойства природных материалов, маленькие дети любят пересыпать сухой песок, лепить из влажного песка пирожки. С этой целью им следует предлагать полиэтиленовые бутылки с воронками, совочки и наборы различных форм для лепки печенья, пирожков.
Постепенно под руководством воспитателя содержание игр усложняется. Воспитатель показывает, как сделать дорожки, мостики, и предлагает пускать по ним маленькие машины и др. Важное значение в обогащении игр имеет наблюдение за играми с песком старших детей. Под влиянием увиденного дети делают попытки построить дом, и воспитатель показывает, как его свести, украсить и тому подобное.
Для детей старшего дошкольного возраста нужен дворик для песка. Для реализации замыслов детей следует использовать больше разнообразного подсобного материала: небольшие дощечки различных размеров, которые дети используют для перекрытия этажей, кафельную плитку, линолеум, мозаику, маленькие флажки для украшения здания, вырезанные из картона или фанеры деревца и тому подобное. Все это целесообразно хранить в ящике рядом с двориком для песка. Кроме того, детям предлагают и более сложные технические игрушки: бульдозер, подъемный кран, различные грузовые машины. Особое внимание во время руководства этими играми уделяют обогащению впечатлений детей во время наблюдений, например с тем, как построен путепровод, как он оформлен и тому подобное. Целесообразно обогащать замыслы детей и путем рассматривания картинки. Например, рассмотрев изображение станции метро «Университетская», предложить построить и украсить ее. При этом важное место в руководстве должны занимать такие приемы, как совет воспитателя, планирования с детьми последовательности выполнения строения, показ приемов.
Для игр с водой в младшей группе целесообразно использовать выносные пластиковые бассейны (или ванночки), закрепленные на подставках на уровне роста детей. Для познания свойств различных предметов, которые плавают или тонут в воде, детям предлагают разнообразные игрушки: деревянные, полиэтиленовые, железные; бутылочки из полиэтилена, в которые дети набирают воду, затем выливают, маленькие полиэтиленовые куклы, которых дети купают, и тому подобное.
Для детей старшего дошкольного возраста целесообразно сделать ручей. Он начинается с маленького зацементированного бассейна и может проходить с тыльной стороны теневых навесов в виде неглубокого цементированного желоба. Для игр с водой старшие дошкольники с помощью воспитателя изготавливают лодочки из бумаги, коры, яичной скорлупы и т.д., в соответствии украшая их. Интересно сделать примитивную плотину, показать детям, как действует водяная мельница. Во вторую половину дня теплую воду из ручья целесообразно использовать для поливки растений.
Зимой на участке организуются игры со снегом, льдом. Для детей младшей группы можно построить с их помощью небольшой снежную горку, украсить ее и предложить катать кукол. С интересом рассматривают малыши, как воспитатель лепит из снега грибки под деревьями. Для этого он выносит полиэтиленовое ведерко и миску. С помощью детей ведерко наполняют снегом, утаптывают и переворачивают — ножка готова. Так же наполняют миску и устанавливают на ножку. Можно покрасить шапки яркими красками, и участок приобретет сказочный вид.
В средней и старшей группах задания усложняются, кроме снеговика, дети строят крепости, фигурки зверей и тому подобное. Воспитатель показывает детям приемы: вырезание кирпичей, скачивания и др. Для лепки фигурок зверьков время используется каркас. Важно советом помочь детям в эстетическом оформлении зданий. Например, сказочный домик украсить цветными льдинками, крепость — флажками.
Для забав со льдом заливаются небольшие разноцветные ледяные дорожки. Скольжения по ним координирует движения детей.
После новогоднего праздника следует выставить елку во двор, закрепить и украсить цветными льдинками. С этой целью на прогулку выносят формочки для песка, подкрашенную воду, кусочки шпагата. Формочки заливают водой и вкладывают в каждую петельку из шпагата. Когда вода замерзнет, ​​формочки на короткое время заносят в помещение, вынимают и развешивают на елке. Из разноцветных льдинок можно сделать также сказочный зимний цветник.
Осенью следует поощрить детей к играм с такими природными материалами, как солома, листья, плоды и тому подобное. Используя показ, воспитатель учит конструировать из соломы куклу, бычка и др. Из желудей, каштанов можно сделать множество фигурок зверей, кукол. Показывая приемы скрепления листов (или черенками, или хвоей), воспитатель предлагает сделать пояса, шапочки и тому подобное.
В холодное время года для повышения двигательной активности детей используются игры с ветром, для чего учат изготовлению блинов, султанчики из мелко нарезанных полосок бумаги.
Творческие ролевые игры во время ознакомления дошкольников с природой используются как средство закрепления знаний детей о природе. Для их успешного проведения необходимо обогащать детей впечатлениями, оказывать помощь в развитии сюжета. Так, после экскурсии в зоопарк целесообразно показать детям диафильм «Звериная больница», прочитать интересные рассказы И. Сосновского о том, как попадают звери в зоопарк, как к ним там относятся, лечат. Нужно предложить детям строительные материалы, из которых можно построить загоны для животных, различные игрушки-животные, лекарства, и игра начнет разворачиваться. Воспитатель должен тактично помогать детям, способствовать их инициативе, творчеству, формированию дружеских отношений.
Следует сразу же отметить, что количество игр, с помощью которых можно формировать знания о природе, очень ограничено. Специфика дидактических игр естественного содержания заключается в том, что они могут проводиться только тогда, когда у детей уже есть знание. В играх эти знания становятся действующими, они применяются детьми, а следовательно, закрепляются, приобретают прочность.
В дидактических играх с природными материалами дети оперируют с реальными природными объектами (овощами, фруктами, листьями, цветками и т.п.), в результате чего у детей формируются реалистические представления об объектах природы. Например, в игре «Угадай, из какого дерева этот лист» воспитатель показывает листок и просит подбежать к дереву, которое имеет такие же листья. В игре «У кого детки с этой ветви» воспитатель, показывая детям плод из какого дерева, растущего на участке, говорит: «В руках у меня детьми. По какой она ветви? Раз, два, три, это веточку найди ». Дети подбегают к соответствующему дерева. В игре «Вершки и корешки» воспитатель раздает детям ботву овощей. На столе у ​​нее лежат корни. Показывая детям морковь, воспитатель спрашивает: «Корешок, корешок, где твой вершок?» Ребенок, у которого находится надземная часть этого растения, поднимается, показывает ее всем детям и в награду получает корешок.
В приведенных примерах дидактических игр с природными материалами ставится цель научить детей по листку познавать дерева, закреплять их названия; закреплять знания о листья и плоды деревьев, кустов; научить различать огородные растения.
В дидактических играх с картинками учебные задачи решаются с помощью картинок. Например, в игре «Что кому нужно» воспитатель раздает детям картинки, на которых изображены помещения, в которых живут животные (собачья конура, клетка для кролика, птичник и т. д.). На других картинках нарисованы различные виды кормов для животных: кости, морковь, капуста, зерно и др.
Воспитатель ставит на полку большие картинки с изображением животных и начинает игру: «Кот, собака, кролик и петушок захотели есть. Давайте их покормим. На картинках вы найдете, чем покормить и кота, и собаку. Что ест кот? »Дети показывают соответствующую картинку и называют пищу. После этого картинки ставят на полку. Далее воспитатель предлагает покормить собаку, кролика и т. д., одобряет правильные ответы детей: «Поели котик, собака и захотели отдохнуть. А домиков, где они живут, нет. Где же они, давайте поищем, — продолжает воспитатель. У кого на картинке изображено жилье собаки? Как оно называется? »Такими вопросами воспитатель заставляет детей вспомнить, где живут животные. Игра заканчивается тогда, когда дети разместят животных в их жилищах. С помощью этой игры закрепляются знания детей о том, чем питаются и где живут домашние животные.
В работе с дошкольниками широко используются настольно-печатные игры «Домашние животные», «Цветы», «Зоологическое лото» и др. Подавляющее большинство из них построено на принципе лото. Детям раздают большие карточки, у ведущего — маленькие. Кто быстрее закроет большие карточки, то выигрывает. Перед детьми ставится задача назвать животное или растение, соотнести ее со своей карточкой.
Дидактические игры с игрушками чаще всего используются в младших группах для закрепления названий животных, их характерных признаков, голосов. Например, в игре «Волшебная котомка» воспитатель вносит в группу красивую, яркую сумку, в которой лежат различные игрушки. «Тот, кто вынет из сумочки игрушку, — говорит воспитатель, — расскажет о ней стишок или загадку». Дети вынимают игрушки, называют их, показывают отдельные части тела, имитируют звуки, рассказывают стихи.
Достаточно широко используются словесные дидактические игры. Они проводятся с целью закрепления знаний об определенных объекты природы, обучения классифицировать, выделять связи в природе, доказывать свое мнение, обобщать.
Например, в игре «Бывает — не бывает» воспитатель предлагает играть так: «Я вам буду рассказывать, какая бывает погода, чем занимаются дети и взрослые, а вы должны внимательно слушать и отвечать, бывает так или не бывает и почему не бывает».
Воспитатель: «Выпал большой снег, ударил мороз, и зацвели подснежники».
Дети: «Так не бывает».
Воспитатель: «Почему?»
Дети: «Снег и мороз бывает зимой, а подснежники цветут весной».
Итак, в этой игре дети учатся обобщать знания о характерных признаках времен года, доказывать свое мнение.

Ещё поделка  ПОЧЕМУ ТЕСТИРОВАНИЮ РЕБЁНКА ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ТАКОЕ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ?

Похожее ...

Добавить комментарий