Естественно-математическое образование детей дошкольного возраста в условиях дошкольных учреждений

546_104802

математическое образование детей

Естественно-математическое образование дошкольников — целенаправленный процесс воспитания и обучения с целью познания детьми математических законов в природе, систематизации естественных знаний, воспитание экологически целесообразного поведения, развития личности и формирования у детей целостной картине мира.
В процессе естественно-математического образования дошкольников необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
— Осознание ребенком себя как части экосистемы Земли;
— Формирование у детей эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость;
— Понимание дошкольниками того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из цепей приведет к другим изменениям («Цепная реакция»), что может привести к гибели всего живого на планете;
— Формирование навыков экологической и экономического поведения в повседневной жизни (экономия природных ресурсов, бережное отношение к флоре и фауне).

Для успешного решения задач математического образования целесообразно использовать рассказы, беседы, чтение художественных произведений, опыты в природе, труд в природе, наблюдения в природе, создание экологических троп, мини-занятия, моделирования проблемно-экологических ситуаций, «путешествия» энциклопедическими страницами, авторские сказки природоведческого содержания и тому подобное.
Внедрение нетрадиционных форм работы способствует повышению эффективности формирования естественно-математического компетенции дошкольников. Один из новых и интересных направлений работы — экспериментально исследовательская деятельность естественно-математического кружка «Юные метеорологи» на мини-метеоплощадках детсада, основанный на принципах научности, интеграции, систематичности, доступности, наглядности, региональности.
Работа кружка способствует интегративной решению логико-математических и социально-естественных задач, позволяя:
— Развивать восприимчивость как базовую качество, чувствительность различных
анализаторов — зрительного, слухового, вкусового, тактильного;
— Формировать умение сосредотачиваться, в течение определенного времени наблюдать за объектами;
— Формировать логические приемы умственной деятельности (вправлять в способности сравнивать между собой объекты, предметы, явления по различным свойствам — величиной, цветом, фактурой, размещением в пространстве, назначению и т.д.);
— Формировать умение понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений природы, предоставлять возможность воспринимать и исследовать окружающую среду, умение строить простые умозаключения, отражать свои впечатления в различных видах и продуктах деятельности;
— Поощрять желание спрашивать взрослого о непонятном, самостийнота с его помощью искать ответы;
— Учить не бояться ошибок, вправлять в спокойном их признании и поиска способов их исправления;
— Помогать дифференцировать правду и вымысел, настоящее и мнимое;
— Воспитывать доверительное отношение к окружающему миру, осторожное — к неизвестному или угрожающего.
В процессе исследовательской деятельности дети знакомятся с такими понятиями, как градус, метр, сантиметр, знаками плюс и минус, учатся решать логические задачи, ориентироваться на плоскости, во времени, упражняются в количественной и порядковой счете, измерении условной мере, усваивают понятия « большой-маленький »,« высокий-низкий »,« глубокий-мелкий »,«длинный- короткий ».
Интерес детей к ежедневным наблюдений за состоянием погоды очень высок, поскольку детям приходится манипулировать метеорологическими приборами: барометром, флюгером, дождемер, термометром.
Для ознакомления дошкольников с метеорологией используются авторские сказки естественно-математического направления, которые имеют научно познавательную основу, отражают взаимозависимости в природе от изменений температур, предоставляют возможность закрепить представление детей о математические знаки. Кроме того, по содержанию сказок проводят экспериментирования, инсценировки, сюжетно-ролевые игры, создают игровые ситуации, придумывают продолжение сказки, оформляют «книжки-малышки», моделируют сказки на компьютере, фланелеграфе, магнитной доске и тому подобное. Такая форма предоставления энциклопедической информации остается сказочной, помогает ребенку понять самоценность и целостность природы, осознать себя частью природы.
В результате данной деятельности у детей становится возможным усвоение определенной системы знаний, формирование навыков по их использованию и развитие общих способностей ребенка. Все это способствует гармоничному развитию всех сторон личности, становится основой для дальнейшего образования и самообразования есть увеличение собственного опыта ребенка.

Похожее ...

Добавить комментарий