Демонстрирование технических средств обучения

Демонстрирование технических средств обучения

Демонстрирование технических средств обучения

Во время ознакомления дошкольников с природой нужно использовать технические средства обучения.
Проведенными исследованиями доказано, что демонстрации кинофильмов, диафильмов и других технических средств обучения является одним из источников информации, которое наделено большой силой эмоционального воздействия, способно вызвать сопереживание, соучастие, обогащая одновременно знаниями, осуществляя большое влияние на моральное и эстетическое развитие личности.

Эффективность воздействия технических средств обучения зависит от правильного определения их места в учебно-воспитательном процессе. Следует помнить, что технические средства, органично включены в учебный процесс, помогают воспитателю решить целый ряд познавательных и воспитательных задач. Однако ни диафильм, ни фильм не могут и не должны заменить непосредственного наблюдения природных явлений.
Технические средства обучения делятся на три группы: экранные (диафильмы, диапозитивы, эпиматериалы); экранно-звуковые (кинофильмы, телепередачи); звуковые (радиопередачи, грам- и магнитофонные записи).
С экранных средств обучения при ознакомлении детей с природой достаточно широко применяются диафильмы и диапозитивы.
Диафильм — определенным образом смонтирована сюжетно завершенная система кадров. Для ознакомления дошкольников с природой создано значительное количество диафильмов, имеющих в своей основе познавательный материал.
Диафильмы, знакомящие с сезонными изменениями в природе: «Четыре времени года», «Природа в изображении русских художников», «Времена года» (из четырех частей — «Лето», «Осень», «Зима», «Весна»), «Кто как к зиме готовится», «Кто как зимует», «Кто как весну встречает», «Кто как лето проводит».
Диафильмы, знакомящие с жизнью животных: «Потому что они хорошие», «Домашние животные», «Дикие животные», «Кто живет в теплом море», «Кто живет в холодном море», «Птицы наших лесов», «Звери наших лесов», «Это все кошки», «Это все собаки», «О пингвинах»,«Обезьянку Френд», «Цыпленок Цып» и др.
Диафильмы, знакомящие с жизнью растений: «Необычные растения», «Лекарственные растения».
Диафильмы, знакомящие с трудом людей в природе: «Осень в колхозе», «Зима в колхозе», «Весна в колхозе», «Лето в колхозе», «Стихи о хлебе», «Хлеб — всему голова», «Труд колхозников в разное время года».
Демонстрация диафильмов используется на занятиях и в повседневной жизни, чаще всего во время развлечений. Они позволяют расширить знания детей, вывести за пределы того, что дети видят в ближайшем окружении.
К просмотру диафильма проводится предварительная работа: наблюдение, чтение книг, связанных с содержанием диафильма. Непосредственно перед показом диафильма с детьми проводят вступительную беседу, направленную на постановку задачи, на что надо обратить внимание при просмотре.
Работа с детьми после просмотра диафильма может проводиться в различных формах: беседа, рисование на тему просмотренного диафильма и тому подобное.
Значительное место во время ознакомления дошкольников с природой отводится диапозитивов. Они имеют ряд ценных преимуществ перед картинами и диафильмами:
1. диапозитивы в отличие от диафильмов не связаны системой кадров. Это позволяет воспитателю отобрать только то количество кадров и разместить их в такой последовательности во время показа, которые от поведают дидактическим задачам, возраста детей, логике изучаемого.
2. диапозитивы, как и картины, является статическим изображением, но большой размер экрана, крупное изображение позволяют воспринимать значительно большее количество информации, особенно деталей.
3. Диапозитив, особенно цветной, по сравнению с картиной, диафильмов имеет лучшее качество изображения: оно яркое, сочное, наполненное светом.
4. Красное особенность диапозитивов — это возможность отражения в них природы местного края. Это свойство диапозитивов особенно ценна для работы с детьми дошкольного возраста. Восприятие знакомого вызывает у детей интерес, радость, что важно для воспитания любви к родному краю.
5. Важное значение имеет то, что диапозитивы можно сделать любительским путем. Диапозитивы, изготовленные на местном материале, имеют преимущества перед серийными. В детском саду необходимо создать фонд диапозитивов, снятых на местном материале. Это могут быть наиболее распространенные растения леса, лугов и водоемов, декоративные цветочные растения; цветения наиболее распространенных деревьев и кустов; виды родных мест в разное время года; наиболее распространенные насекомые; домашние животные; дикие животные зоопарков.
Диапозитивы можно использовать на занятиях и в повседневной жизни. В исследовании В. Д. Сыч приходится потребность ограничивать количество кадров при условии, что они несут смысловую нагрузку. На одном занятии в старшей группе можно использовать 12-15 в младших — 8-10 кадров. Превышение этих цифр ведет к снижению качества запоминания.
Чаще диапозитивы используются для закрепления впечатлений детей. Введение просмотра нескольких диапозитивов в беседу о том или другое время года вносит оживление, стимулирует активность детей.
Учитывая урбанизацию нашей жизни и часто невозможность в условиях города показать, например, луга, цветущие, красоту цветочных растений на зеркальной глади озера и т. д., можно сделать это с помощью диапозитивов и рассказы воспитателя. Перед показом диапозитивов следует спросить у детей, были ли они на лугу, какие красивые растения там видели, или летали бабочки, пчелы, шмели.
Показ диапозитивов целесообразно начать с общего вида лук, цветущие. Яркое изображение нужно дополнить эмоциональной рассказом воспитателя, например: «Когда на лугу расцветают растения, он становится очень красивым. Его можно сравнить с волшебным ковром или с очень хорошей тканью. Воздух на лугу ароматное, чистое и очень полезное для людей». А дальше демонстрируются отдельные растения, животные в сочетании с рассказом воспитателя о них. Ценность таких занятий — в формировании интереса к природе и бережного отношения к ней.
С использованием диапозитивов можно проводить дидактические игры. Например, в игре «Угадай, какой это цветок» воспитатель демонстрирует диапозитивы и предлагает детям отгадывать названия растений (декоративных цветочных, дикорастущих). Усвоения названий, в основе которого лежит процесс дифференцировки образов, имеет важное значение для познания детьми природы, ведь еще К. Линней утверждал, что без названия нет знания.
Для систематизации знаний детей об объектах и ​​явлениях природы целесообразно проводить демонстрации диапозитивов и игру «Где что растет», «Когда это бывает», где знакомые детям растения, картины природы, благодаря диапозитивов, возвращают детей к воспоминаниям о пережитых ими впечатление и одновременно ставят перед ними умственные задачи. Учитывая важную роль эстетических впечатлений в формировании отношение дошкольников к природе, целесообразно шире использовать диапозитивы для обогащения детских впечатлений о природе. Детям нравятся вечера развлечений «Воспоминания о лете», «Хрустальная зимушка» и другие, при которых демонстрируются родные пейзажи, пейзажные картины, читаются стихи о природе.
Реже в детских садах используется эпипроектор. Качество его дешевле диапозитивами, несколько хуже. Методика использования эпипроектора во время ознакомления дошкольников с природой аналогична методике использования диапозитивов.
С экранно-звуковых средств обучения важная роль принадлежит кинофильмам. Дидактическая ценность их заключается в том, что они позволяют сформировать у детей более полные представления о явлениях природы. Перемещение животные в кадре помогает созданию представлений о ее движения, поведение, связь с окружающей средой, о ее относительные размеры, звуки. Это делает демонстрации кинофильма незаменимым в том случае, когда нельзя провести ознакомление детей с природными объектами в естественных * условий. Широкому применению кинофильмов во время ознакомления дошкольников с природой в детских садах препятствует недостаточное количество кинофильмов о природе для детей и отсутствие во многих дошкольных учреждениях условий для демонстрации кинофильмов.
Дошкольникам демонстрируют такие фильмы: «По грибы», «Зима пришла», «Весна пришла», «Дети — друзья птиц», «Русачок», «Откуда стол пришел» (первая часть), «Кружка молока», «Рассказ колоска». Два последних кинофильмы особенно важно демонстрировать городским детям, поскольку они переносят детей в атмосферу труда, связанной с производством важнейших сельскохозяйственных продуктов, показывают заботу людей о животных, растения.
Т елебачення, которое так прочно вошло в нашу жизнь, является также ценным средством ознакомления дошкольников с природой. Для них организована серия телепередач «Ребятам о зверятах», которая выходит в эфир во второй половине дня. До передачи надо готовить детей беседой о том, что им известно о зверятах. В процессе восприятия телепередачи руководство воспитателя имеет косвенный характер: улыбка, поворот головы и др. Все должно быть нацелена на восприятие детьми главных моментов. После передачи следует закрепить ,, осмыслить знания, получили дети, включить их в деятельность — рисование, игру, труд.
С звуковых средств обучения чаще всего используются слушания грам- и магнитофонных записей. Чаще всего они используются для усиления эмоциональной насыщенности занятий. Например, беседу о весне оживит включения грамзаписи голосов птиц, которых дети слушали весной. Эффективное сочетание просмотра диапозитивов с слушанием грам- или магнитофонных записей. Так, поэтическом восприятию картин каждого времени года поможет прослушивания замечательных пьес П. И. Чайковского из альбома «Времена года» — «Подснежник», «Осенняя песня» и др.
Реже используются во время ознакомления дошкольников с природой радиопередачи, поскольку специальных передач о природе для детей выходит довольно мало. Во время слушания радио важно избежать моментов, отвлекают внимание детей. Дети должны включиться в отгадывание затадок, выполнения домашних заданий. После передачи воспитатель дает возможность детям обменяться мнениями, отвечает на их вопросы, уточняет, как они поняли содержание передачи.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ
Слово модель — значит образец, условный образ какого-либо объекта. Модель является одним из средств наглядности обучения. Она выполняет иллюстративную роль во время рассказа педагога о наиболее важных свойства, действия изучаемого, в целом или его отдельных частей. Модели широко применяются в школьной педагогике. Сегодня использованию метода моделей уделяется достаточное внимание и в дошкольной педагогике.
Исследования последних лет показали, что требованиям развивающего обучения дошкольников соответствует такой систематизированный содержание знаний, в центре которого глобальная закономерность той или иной отрасли действительности, имеет ярко выраженные внешние проявления. Ребенок в процессе предметно-чувственной деятельности может выделить существенные связи и явления в той или иной области и отразить их в форме обобщенных представлений.
Усвоения таких обобщенных знаний, формирования представлений о зависимости в природе требуют использования специфических методов, которые применяются при проведении углубленно-познавательных занятий.
Для формирования представлений о зависимости в природе особое значение имеют действующие модели. Любой статический заменитель реального объекта, картина, муляж позволяет сформировать представление лишь о внешних признаках, тогда как действующая модель раскрывает детям функционирования объекта, его связь с конкретными условиями. Например, картинка-модель бабочки павлиний глаз, который сидит на «коре» (соответственно раскрашенном картоне), может иметь крылышки, движущихся с помощью незаметных тонких проволок. Прибегая к этой подвижной модели, воспитатель демонстрирует особенности строения тела, поведение насекомого и его адаптивный взаимосвязь с окружающей средой: маскировочная (цвета коры) окраски нижней стороны крыльев в свернутом положении, когда бабочка сидит, и застережне- верхней стороны, когда он вдруг разворачивает крылья.
Модель маскировки позволяет показать детям значение соответствия и несоответствия окраски, наличия или отсутствия движения для опознания определенного объекта. Она действует так: на цветную часть устанавливается (чтобы дети не видели) плоскостная геометрическая фигура такого же цвета — нужно узнать ее. Чтобы проверить правильность ответа, фигура выдвигается на белую часть панели. Затем дети объясняют, почему им было труднее узнать ее на цветном фоне и вовсе легко на белом. Воспитатель подытоживает: если окраска какого предмета совпадает с цветом тела, он становится незаметным.
Демонстрация другой геометрической фигуры (цвет тот же) при медленном движении по окрашенной части панели убеждает, что ее легче познать в движении, чем неподвижную. Так дошкольники упрощенно знакомятся с главными признаками маскировки природных объектов в окружающей среде.
Своеобразной моделью водоема есть аквариум. За его прозрачные стенки дети могут наблюдать за всеми объектами, находящимися в нем. Осознать взаимодействие их помогут также вопрос: «Зачем в аквариуме песок? (В нем растут растения); Для чего нужны растения? (Насыщают воду кислородом, служат рыбкам кормом, украшают аквариум). В ходе беседы проводится параллель между жизнью обитателей аквариума и природой водоема. В дошкольников формируется представление о единстве и взаимосвязи в природе.
Можно использовать «живые картины», на которых с помощью вырезанных из бумаги растений, насекомых и т. д. демонстрируется последовательность цветения, появления насекомых, поможет сформировать более обобщенном осознание детьми изменений в природе.
Исследовалась возможность использования моделей для развития обобщенных способов наблюдения у детей.
Итак, дидактическая ценность метода моделей заключается в возможности достаточно быстро и убедительно формировать обобщающие представления, приводить их в систему. При этом никогда нельзя забывать того, что настоящая педагогика, дает ученикам прежде материал и по мере накопления этого материала приводит его в систему. Чем больше и разнообразнее материал, тем выше становится система. Таким образом, использование метода моделей в дошкольном возрасте всегда должно идти рядом с накоплением фонда конкретных впечатлений через непосредственный контакт детей с природой. Метод моделей поможет в проведении углубленно познавательных занятий.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Условия повышения эффективности занятия с малышами

Похожее ...

Добавить комментарий