Браслеты из резинок: портрет эпохи

Браслеты из резинок: портрет эпохи

Браслеты из резинок: портрет эпохи

Почему плетение из цветных резинок захватило детей именно сейчас, и как оно характеризует наше время
Увидев у меня на руке браслетик, плетеный из резинок, знакомая женщина обрадовалась: «И ваши плетут?».
Сейчас такие браслетики плетёт очень много детей от пяти (старшая группа сада) до 14-15 лет.
И это увлечение — не только в нашей стране: за несколько месяцев этим неожиданно занялись дети по всему миру. И плетут не только браслеты, но и чехлы для телефонов и различные значки, и одежда для кукол. В Youtube немало видеоуроков плетение из резинок с помощью станка, вилки или крючка. Учителя уже имеют десятки подаренных и «конфискованных» браслетов. Их продают в интернете, на благотворительных ярмарках.
Материал для плетения продается на каждом выходе из метро, ​​в каждом газетном киоске, и стоит не дорого, в зависимости от качества, толщины резинки … А бывают еще наборы разных цветов, тогда цена может достигать и нескольких сотен.
Правильно эта игра называется Loom Bands. И появилась она 2011 года, когда американец Чон Чун из штата Мичиган разработал игрушечный набор для детей, назывался Rainbow Loom: резинки, специальный станок для плетения и крючок. 2013 года, летом, набор стал одним из трех самых продаваемых игрушек в Америке. Сразу же резинки стали производить и другие умельцы, появились и дешевые китайские наборы, популярные у нас.
Конечно, такое массовое явление не могло остаться без сопровождения мифов, легенд и пугалок. Мамы в сообществах переводят друг другу как положительные вещи — о том, как дети отказываются от телевизора и айпада, и общаются наконец с одноклассниками, так и отрицательные — о том, как детям пережимали пальцы, как они резинками давились и жевали эту токсическое гадость, которыми опасны дешевые китайские наборы, вызывают аллергию, и как дети переставали учиться, у них падала успеваемость, они делались невнимательны на уроках через резинки. В некоторых школах в Америке плести и носить браслеты в школе запрещено.
Детского фольклора вокруг резинок тоже уже возникло много. Когда они только начали появляться, возникли традиции их дарования. Подарить кому-то браслет — значило выразить свою приязнь, или же признать чей-то авторитет. Позже, когда плести начали все — авторитетным начал считаться ребенок, который имеет их больше: наплела, сохранила от конфискации учителем, получила в подарок. Эти представления заимствованы из традиций хиппи, говорит фольклористка: в этой субкультуре дарения плетеных из бисера или ниток «фенек» тоже имело символическое значение.
Такие повальные детские увлечения возникают достаточно часто. Причем теперь они охватывают весь мир. Дети подхватывают моду, родившегося, например, в США, примерно через год после ее появления. Хотя во времена СССР в основном господствовали моды всесоюзного, а не мирового масштаба.
Лет десять-двенадцать назад дети повально увлекались «покемонами» — японскими игрушками, о которых потом даже создали мультфильмы и игры «на приставке». А в девяностые — коллекционировали вкладыши в жвачек, Love is … или Turbo, и играли ими и различные игры.
В восьмидесятые девушки прыгали «в резинку», прыгали на каждой перемене, в коридоре или во дворе, и визжали «казнили», когда кто-то делал ошибку. Девочки прыгали сами себе дома, натянув резинку на стуле. Еще раньше прыгали «в классики», с битой, полной песка: типичная всесоюзная игрушка.
А в пятидесятые и в начале шестидесятых годов прошлого века дети собирали фантики от конфет, причем фантики находили на улице, выпрашивали у знакомых и незнакомых, фантики имели свою цену и обменивались по своему курсу. От того пошла еще игра «в секреты», когда крышки от бутылок обматывали фантиками и закапывали в землю, под стекло. Некоторые варианты этой игры осталась уже и тогда, когда мода на сбор фантиков сошла на маргинес детских увлечений.
Все эти увлечения имеют общие черты — они дешевые, доступные абсолютно всем, красиво выглядят и дают простор для фантазии. Кроме того, каждый из них отражает ту эпоху, в которую популярно.
«Тот настрой, который царит в обществе, состояние общества всегда отображается в детских играх» — считает детский психолог. Игра «в резинку» или классики, например, отражает ориентированность всего официального советской жизни «на достижение», на какой-то «результат», а не на процесс игры, считает психолог. Важно было проскакать все уровни резинки, а они были все более сложные — это считалось важным, и к этому надо было стремиться.
В мальчишеских играх после Второй мировой войны было много агрессии, и не только в нашей стране — это была общеевропейская тенденция. «Обратите еще внимание на то, сколько в советском фольклоре, песнях, литературе упоминаний о детском садизм: привязаны металлические банки к собачьего хвоста, мучания котов, стрельба из рогатки по воробьям», — напоминает психолог.
Итак, за тем, чем сейчас увлекаются дети, можно ставить диагноз обществу: в каком оно состоянии и для него актуально.
Резинки популярные прежде всего потому, что общество сейчас ориентировано на творчество, и важно не результат, а процесс создания. По словам психолога, с резинками творчество выходит достаточно быстро и почти всегда удачно. «Ребенок не приобретает негативного опыта, который потом отбивает желание заниматься этим видом деятельности», — говорит она.
Психолог считает знаковым тот факт, что резинками интересуются не только девушки, но и парни, хотя рукоделия традиционно относилось к женским занятиям. Сейчас общество все больше одолевает гендерные стереотипы и это проявляется и в детских играх. «Занятия на созидание чего-то, преобразования материалов на изделие — это круто и для мальчиков, и для девочек», — уверяет эксперт.
Наконец, резинки воспроизводят еще одну тенденцию в мировой культуре — глокализацию. Это значит, что глобального распространения приобретают те явления, которые легко локализуются, то есть приобретают местных форм и значений. Так и с резинками: в зависимости от страны, более популярными могут становиться различные цвета, формы, хотя материал остается тот же.

Похожее ...

Добавить комментарий