Амплификация проблемы социального интеллекта педагога

проблемы социального интеллекта педагога

проблемы социального интеллекта педагога

Проблема социального интеллекта педагога недостаточно изученной в психологической литературе. Это объясняется прежде всего тем, что в современных психологических исследованиях довольно мало внимания уделяется изучению проблемы сущности и функций социального интеллекта. Хотя социальный интеллект, кроме того, что он является одной из важных составляющих процесса жизнедеятельности человека, в большой степени определяет познание и понимание личностью как своих действий, поступков, деятельности в целом, так и других людей. Некоторые психологи относят социальный интеллект в структурных компонентов коммуникативных способностей человека, поскольку считают, что именно он отвечает за понимание или непонимание субъектом вербальных и невербальных реакций личности.
Ни у кого не вызывает сомнения, что именно социальный интеллект помогает человеку прогнозировать межличностные отношения, интуитивно предвидеть то или иное завершения определенных ситуаций, свидетельствует о сложившейся когнитивную эмпатию людей с высоким уровнем развития социального интеллекта. Такие индивиды, как правило, отличаются психологической выносливостью, стрессоустойчивость, что помогает им с достоинством выходить из разного рода проблем, принимать самостоятельные решения даже в экстремальных ситуациях и, при этом, не бояться сделать ошибку или потерпеть неудачу.

К сожалению, не все вопросы по данной проблеме является до конца решенными в психологии. Одной из наиболее актуальных проблем на современном этапе развития психологической науки является решение вопроса как о соотношении общего и социального интеллекта, так и в целом о правомерности выделения последнего в структуре IQ личности, а также об особенностях проявления и становления социального интеллекта педагога в условиях выполнения им профессиональной деятельности.

Так, целью нашей работы является проанализировать сущность социального интеллекта личности, описать особенности и детерминанты его становления, в частности, у педагогов, а также предложить собственную концепцию, которая раскрывала структуру этого сложного психологического феномена.

Основной раздел. К сожалению, в психологической литературе имеются лишь единичные эмпирические исследования социального интеллекта личности, которые не дают исчерпывающего представления по данному сложного феномена. Например, Р. Стернберг проводил опрос среди людей разных социальных слоев общества с целью выяснения того, что именно они вкладывают в понятие социального интеллекта. Исследование показало, что люди понимают под ним следующее:

  1. Способность к решению практических задач. Это означает, что человек способен рассуждать логически и здраво, видеть все аспекты определенной проблемы; принимать взвешенные решения; обращаться к первоисточникам нужной информации; выслушивать все аргументы, соглашаться или не соглашаться с собеседником и т. п.
  2. Вербальная способность. Знание этой способностью подразумевает, что человек говорит ясно и с четкой артикуляцией; хорошо понимает прочитанное; имеет достаточный для образованной личности словарный запас; не испытывает трудностей в написании различных по сложности текстов; эффективно общается с людьми и т. д.
  3. Социальная компетентность, то есть способность к принятию других такими, какие они есть; такие люди, как правило, не опаздывают на встречи, формулируют справедливые оценочные суждения, выражают сочувствие к нуждам и желаниям других людей, является любознательными и имеют широкие интересы и т. д.
Ещё поделка  Организация предметно-игровой среды для детей раннего возраста

По мнению Г. Адлера, социальный интеллект включает: понимание других; социальные навыки; знание особенностей общения и тому подобное.

  1. Понимание других. Предполагает умение распознавать и адекватно понимать чувства других людей — это ядро ​​эмоционального интеллекта. Иногда эта структура по своим характеристикам приближается к эмпатии. Люди, которые имеют хорошо развитую эмпатию, более чувствительны к менее заметных социальных сигналов, которые выражают потребности и желания окружающих.

В работах Г. Адлера отмечается, что социальный интеллект не связан с какой-либо одной сферой жизни или определенным типом поведения человека. Однако, чаще всего эта характеристика ума используется, когда речь идет о семье, друзей, коллег по работе, то есть о близких.

  1. Социальные навыки. Этот аспект социального интеллекта распространяется на друзей, семью и коллег по работе, хотя также он распространяется на более широкие социальные группы и общество в целом. «Социально умные» люди имеют сложившуюся «социальное сознание», «социальную грамотность», а также хорошо знакомы с основами общения с окружающими людьми.

Социальные навыки распространяются на межкультурную коммуникацию, фасилитирует толерантность по отношению к людям. Это требует определенных узконаправленных знаний (таких, как национальная или организационная культура, обычаи и привычки) и навыков (как вести себя, быть социально приемлемым и т.д.).

  1. Знание особенностей общения. Один из аспектов социального интеллекта — это способность создавать ситуации взаимовыгодных отношений с другими и получать от этого удовольствие. Межличностные навыки общения, такие, в частности, как понимание чувств окружающих, является важным фактором как нашего повседневного существования, так и организации любых дел, общих с другими людьми. Именно от знания особенностей общения во многом зависят хорошие взаимоотношения с окружающими.

В отечественной психологии проблема социального интеллекта рассматривалась с точки зрения понимания человека человеком, становления социального мышления, межличностного взаимодействия, коммуникативной компетентности. На сегодняшний день социальный интеллект рассматривается как самостоятельный психологический феномен.

Исследователи выделяют следующие детерминанты становления социального интеллекта человека: 1) жизненный опыт; 2) искусство; 3) общая эрудиция; 4) научные методы.

Мы считаем, что социальный интеллект педагога включает три подструктуры: когнитивную, мнемическую и эмпатийнимы подобное. Итак, когнитивная подструктура социального интеллекта включает в себя совокупность достаточно устойчивых знаний, оценок, правил интерпретации событий, поведения людей, их взаимоотношений и т. Д. На основе сложившейся системы интерпретаций на микроструктурном и макроструктурная уровнях. Микроструктура когнитивной составляющей социального интеллекта детерминируется функциями последнего, а именно познавательно оценочной, от которой зависит грамотная переработка и оценки информации, которую воспринимает субъект; прогностической, на основе которой осуществляется планирование и прогнозирование развития межличностных взаимодействий; коммуникативной, что обеспечивает эффективность собственно процесса общения (данная функция связана с адекватным восприятием и пониманием партнера по общению); рефлексивной, которая находит свое отражение непосредственно в самопознании. В свою очередь, макроструктура когнитивной составляющей социального интеллекта проявляется в отношении индивида к себе как к ценности, ценностно-смысловой позиции в межличностных отношений, а также в актуализации мотивационно-ценностных ориентаций личности, аксиологического отношение к профессиональной и других видов деятельности.

Ещё поделка  Начальное техническое моделирование

Задачей социального интеллекта на макроструктурная уровне является обеспечение возможностей оценивать себя и других людей как личностей. При этом ценностные ориентации отдельного индивида могут не совпадать с общепринятыми социальными нормами и даже вступать с ними в конфликт, но всегда такой социум и его конкретные представители, в которых индивидуальное видение мира, личностные ценности и смыслы человека будут находить поддержку.

Мнемическая составляющая социального интеллекта педагога характеризует наличие у индивида способности к интерпретации явлений, событий жизни, поведения других людей и своего собственного как субъекта этих событий. Мнемическая подструктура базируется на личностном опыте субъекта, где субъективные статистики образуют личностный интерпретационный комплекс. Полимодальнисть в данном случае означает наличие у человека различных интерпретационных комплексов в соответствии с различных сфер бытия индивида. Формально они могут противоречить друг другу, однако психологически в норме внутренне согласованными, обеспечивая единство мнемической составляющей социального интеллекта.

Емпатийнимы составляющая социального интеллекта в большей степени зависит от того, какую форму поведения педагог выбирает в качестве приоритетной, что ожидает от окружающих его субъектов, который ценностный интерпретационный комплекс в отношении к окружающему миру сформировался у человека, какие возможности есть у данного индивида в плане использования механизмов антиципации в решении различных проблем профессионального и социальной жизни и тому подобное.

Итак, по своей внутренней природе социальный интеллект является динамичным образованием. Динамика отношений к другим становится презентабельной, если представить их в структуре процесса социального обмена идеями. С одной стороны, такой обмен не является только процессом проекции собственных установок или принятия установок других субъектов социального взаимодействия. В своей высшей форме развития процесс творческого взаимодействия с другими приводит к актуализации и интенсивного развития социального интеллекта. С другой стороны, социальный обмен становится несовершенным, когда индивид лишь пассивно, имплицитно включает информацию о другом лице в свой привычный арсенал мыслей, идей, суждений и т. Но, вместе с тем, социальный обмен подвергается искажению и в противном случае, когда индивид вполне воспринимает («принимает») другого, для чего пытается отказаться от собственных нормативно-ценностных установок, моральных норм, которые уже давно утвердились в социокультурной среде. Лишь частичный выход за пределы собственного социального интеллекта позволяет индивиду найти какие-то общие моменты, которые будут обеспечивать равноценный обмен информацией между субъектами социального взаимодействия. Такой выход всегда представляет собой единство разнонаправленных процедур: с одной стороны, фиксация в других людях неожиданного, уникального по сравнению с привычными для себя постулатами; с другой стороны — от идентификации неизвестного, необычного — до известного, стереотипного и тому подобное. При этом природа этого обмена отмечает двух сторонах в отношении взаимного обогащения субъектов социального взаимодействия.

Более подробно структура социального интеллекта педагогов разных сфер профессиональной деятельности будет проанализирована в следующих наших публикациях.

Похожее ...

Добавить комментарий